ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И ПРОИЗВЕДЕНИЯ А. И. КУПРИНА

...
Голосуйте за сочинение

Продолжая демократические и гуманис-
тические традиции русских литераторов, осо-
бенно Л. Н. Толстого и А. П. Чехова, А. И. Ку-
прин был чуток к современности, к ее акту-
альным проблемам. В его яркой, самобытной
прозе отразилось бытие различных классов
и сословий русского общества конца XIX —
начала XX столетия.
Литературная деятельность Куприна на-
чалась в пору его пребывания в кадетском
корпусе. Он начал писать стихи, где звучат
то ноты уныния и тоски, то слышатся герои-
ческие мотивы («Сны»). В 1889 году воспи-
танник юнкерского училища Куприн печата-
ет свой первый.небольшой рассказ в журна-
ле «Русский сатирический листок», который
называется «Последний дебют». За опубли-
кование рассказа без разрешения начальства
Куприн был подвергнут аресту и отсидел на
гауптвахте.
Выйдя в отставку (1894) и поселившись
в Киеве, писатель сотрудничает в киевских
газетах. Интересным литературным явлени-
ем была серия очерков «Киевские типы». Со-
зданные им образы отражали существенные
черты пестрой городской обывательщины
и людей «дна», характерные для всей пре-
доктябрьской России. Здесь встречаются
образы студента, квартирной хозяйки, бого-
молки, пожарного, неудавшейся певицы, ху-
дожника-модерниста, колоритных жителей
трущоб.
Уже в 90-х годах на материале армейско-
го быта в рассказах «Дознание», «Ночлег»
писатель ставит острые нравственные про-
блемы. В рассказе «Дознание» возмутитель-
ный факт наказания розгами солдата-тата-
рина Мухамета Байгузина, который даже не
мог понять, за что его наказывают, заставля-
ет подпоручика Козловского по-новому ощу-
тить мертвящую, бездушную атмосферу
царской казармы.
В этих рассказах чувствуется влияние
Л. Толстого, возлагавшего на интеллигенцию
нравственную ответственность за страдания
и трагическую участь народа.
В середине 90-х годов в творчество Ку-
прина властно входит новая тема, подска-
занная временем. Весной он едет коррес-
пондентом газеты в Донецкий бассейн, где
знакомится с условиями труда и быта рабо-
чих. В 1896 году он пишет большую повесть
«Молох».
Здесь он значительнее и глубже, чем его
предшественники, отразил противоречия
между трудом и капиталом. В повести да-
на картина жизни крупного завода, показан
убогий быт рабочих поселков, стихийные про-
тесты рабочих.
Писатель показал все это через восприя-
тие интеллигента. Инженер Бобров, подобно
гаршинским героям, болезненно и остро реа-
гирует на чужую боль, на проявление не-
справедливости. Герой сравнивает капитали-
стический прогресс, создающий фабрики
и заводы, с чудовищем Молохом, требующим
человеческих жертв.
Конкретным воплощением Молоха в по-
вести является делец Квашнин, который не
брезгует никакими средствами для того, что-
бы нажить миллионы. В то же время он не
прочь выступить в роли деятеля и вождя
буржуазного класса («нам принадлежит бу-
дущее», «мы соль земли»).
Бобров с брезгливостью наблюдает сцену
пресмыкательства перед Квашниным. Пред-
метом сделки с этим дельцом становится не-
веста Боброва Нина Зиненко. Герою повести
свойственны двойственность и колебания.
В момент стихийной вспышки протеста герой
стремится взорвать заводские котлы и тем
отомстить за свои и чужие страдания. Но по-
том угасает решимость, и он отказывается от
мести ненавистному Молоху.
Сюжет повести не исчерпывается траге-
дией Боброва. Повесть завершает рассказ о
стихийном бунте рабочих, поджоге завода,
бегстве Квашнина и вызове карателей для
расправы с восставшими.
К рабочей теме Куприн впоследствии в
таких масштабах уже не обращался. Писа-
тель не был связан с революционным движе-
нием, многое ему было неясно в социально-
политических проблемах времени.
В 1897 году Куприн служит управляю-
щим имением в Ровенском уезде. Здесь он
тесно сблизился с крестьянами, что и отра-
зилось в его рассказах «Лесная глушь», «Ко-
нокрады», «Серебряный волк». Там же он на-
писал замечательную повесть «Олеся».
Перед нами поэтический образ девушки
Олеси, выросшей в избе старой «колдуньи»,
вне обычных норм крестьянской семьи. Лю-
бовь Олеси к случайно заехавшему в глу-
хую лесную деревушку интеллигенту Ива-
ну Тимофеевичу — это свободное, простое
и сильное чувство, без оглядки и обяза-
тельств.
История девушки получает трагический
конец, здесь вторгаются в привольную жизнь
Олеси и корыстные расчеты чиновников, и су-
еверия темных крестьян. Избитая и осмеян-
ная, Олеся вынуждена бежать от людей.
Изумительны рассказы А. И. Куприна о
животных («Изумруд», «Белый пудель», «Бар-
бос и Кулька» и другие). Нередко сильные
и красивые животные становятся- жертва-
ми стяжательства, низменных человеческих
страстей.
В 1899 году происходит знакомство А. Ку-
прина с М. Горьким. В горьковском издатель-
стве «Знание» в 1905 г. публикуется повесть
Куприна «Поединок».
Своевременность и общественная ценность
произведения заключалась в том, что оно
правдиво и ярко показало внутреннее разло-
жение царской армии, этого оплота самодер-
жавного режима.
Герой повести «Поединок» молодой по-
ручик Ромашов показан в процессе духовно-
го роста, постепенного прозрения, освобож-
дения из-под власти консервативно-тради-
ционных понятий и представлений своего
круга.
В начале повести, несмотря на доброту,
Ромашов наивно делит всех на «людей черной
и белой кости», считая, что он принадлежит к
особой, высшей касте. По мере того, как рас-
сеиваются ложные иллюзии, Ромашов на-
чинает размышлять о порочности армейских
порядков, о несправедливости всего строя су-
ществующих общественных отношений.
У него возникает чувство одиночества,
страстное отрицание нечеловечески гряз-
ной, дикой жизни. Жестокий Осадчий, буй-
ный Бек-Агамалов, унылый Лещенко,
франтоватый Бобетинский, армейский слу-
жака и пьяница Слива — все эти офице-
ры показаны чуждыми правдоискателю Ро-
машову.
В условиях произвола и бесправия они
теряют не только подлинное представление
о чести, но и человеческий облик. Это осо-
бенно сказывается в их отношении к солда-
там. В повести целый ряд эпизодов посвя-
щен описанию солдатской муштры, уроков
«словесности», подготовки к смотру, когда
офицеры особенно жестоко бьют солдат,
разбивают барабанные перепонки, св’али’йа1
ют кулаками на землю, заставляют «весе-
литься» изнемогающих от жары, задерган-
ных людей.
В повести правдиво нарисована солдатская
масса, показаны индивидуальные характеры,
люди различных национальностей с присущи-
ми им традициями. Все они — крестьяне и ра-
бочие — тяжело переносят отрыв от родных
мест и привычного труда.
Особенно выделяет автор образы денщи-
ка Гайнана и солдата Хлебникова. Хлебни-
ков, недавно оторванный от земли крестья-
нин, органически не воспринимает армейские
«науки», и потому ему приходится выносить
на себе всю тяжесть судьбы солдата.
Судьба солдат волнует Ромашова. В этом
внутреннем протесте он не одинок. Своеоб-
разный философ и теоретик, подполковник
Назанский резко критикует порядки в ар-
мии, ненавидит пошлость и невежество, меч-
тает об освобождении человеческого «я» от
пут прогнившего общества, он против деспо-
тизма и насилия.
Но в его проповеди «абсолютной свободы»
человеческого духа есть и ложные представ-
ления анархического индивидуализма, есть
насмешка над гуманистическими побуждени-
ями борцов за лучшее будущее человечества
(«Какой интерес заставит меня разбивать го-
лову ради счастья людей тридцать второго
столетия?»).
Образ Казанского романтизирован, хотя
Куприн и сам чувствовал слабость филосо-
фии своего героя и не был вполне удовле-
творен созданным характером. В отличие
от Назанского Ромашов знает, что солдаты
придавлены и собственным невежеством, и
общим рабством, и произволом, и насилием
со стороны офицеров. Сцену встречи Рома-
шова с замученным Хлебниковым, пытав-
шимся броситься под поезд, и их откровен-
ный разговор К.Паустовский справедливо
относит к «одной из лучших сцен в русской
литературе».
Офицер признает в солдате друга, забы-
вая о кастовых преградах между ними. Ост-
ро поставив вопрос о судьбе Хлебникова, Ро-
машов умирает, так и не найдя ответа, каким
путем надо идти к освобождению.
Смертельная для него дуэль с офицером
Николаевым является как бы следствием на-
растающего конфликта героя с офицерской
кастой. Повод для дуэли связан с любовью ге-
роя к Александре Петровне Николаевой (Шу-
рочке). Чтобы обеспечить карьеру мужа, Шу-
рочка подавляет в себе лучшие человеческие
чувства и просит Ромашова не уклоняться от
дуэли, ибо это повредит ее мужу, который хо-
чет поступить в академию.
«Поединок» стал необыкновенно популяр-
ным в России и вскоре был переведен на ев-
ропейские языки.
Атмосферой революционных дней дышит
превосходный рассказ Куприна «Гамбринус»
(1907). Тема всепобеждающего искусства спле-
тена здесь с идеей демократизма, смелого про-
теста «маленького человека» против черных
сил произвола и реакции.
Кроткий и веселый Сашка своим неза-
урядным талантом скрипача и душевностью
привлекает в одесский кабачок разноплемен-
ную толпу портовых грузчиков, рыбаков,
контрабандистов. С восторгом встречают они
игру Сашки.
В дни наступившего террора Сашка бро-
сает вызов переодетым сыщикам и черно-
сотенным «мерзавцам в папахе», отказыва-
ясь играть по их требованию монархичес-
кий гимн, открыто обличая их в убийствах
и погромах.
Искалеченный царской охранкой, он воз-
вращается к портовым друзьям, чтобы играть
для них оглушительно-веселого «Чабана».
Свободное творчество, сила народного ду-
ха, по мысли Куприна, непобедимы. Но писа-
тель сохраняет иллюзии о возможности вне-
запного прозрения людей и прекращении
кровавого царского террора, мечтает о «все-
мирном анархическом союзе свободных лю-
дей» («Тост», 1906)
В годы первой мировой войны Куприн пи-
шет рассказы о событиях этих лет. Он уча-
ствовал в войне, вышел в отставку по состо-
янию здоровья, жил в Гатчине, но после ре-
волюции в годы гражданской войны покинул
Россию.
В эмиграции в его произведениях появи-
лись сентиментально-идиллические при-
украшивания прошлого России, того самого
прошлого, которому он ранее выносил приго-
вор. Таков, например, автобиографический
роман «Юнкера» (1928—1933).
Среди произведений эмигрантского перио-
да выделяется роман «Планета». Профессора-
эмигранта Симонова мучает ностальгия. Он не
может найти себе место в чужой стране. Ку-
прин тоже не мог больше жить без родины.
Он возвратился в Россию в 1937 году. Но уже
совершенно больным. 25 августа 1938 года Ку-
прин скончался.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *