ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ Ф. И. ТЮТЧЕВА

...
Голосуйте за сочинение

Ф. И. Тютчев наряду с Пушкиным явля-
ется одним из самых цитируемых русских
поэтов. Его стихотворения «Умом Россию не
понять…» и «Люблю грозу в начале мая…» из-
вестны, пожалуй, всем. Близки стихи Федо-
ра Ивановича Тютчева и сердцам наших со-
временников. Не получив всеобщего призна-
ния при жизни, в наше время поэт занимает
важное место в* русской литературе. Боль-
шинством же его современников стихи Тют-
чева считались далекими от духа времени,
а по форме казались то слишком архаичес-
кими, то слишком смелыми. Да и сам поэт не
стремился к славе, проявляя удивительное
равнодушие к изданию и редактированию
своих произведений.
Федор Иванович Тютчев родился 5 дека-
бря (23 ноября) 1803 года в селе Овстуг Ор-
ловской губернии в семье потомственного
русского дворянина И. Н. Тютчева. Тютчев
рано обнаружил необыкновенные дарования
и способности. Он получил хорошее домаш-
нее образование под руководством С. Е. Раи-
ча, поэта и переводчика, знатока классичес-
кой древности и итальянской литературы.
Под влиянием учителя Тютчев рано приоб-
щился к литературному творчеству и уже
в 12 лет успешно переводил Горация. На по-
этическом поприще Тютчев стал блистать
с 14 лет, когда в Обществе любителей рос-
сийской словесности авторитетнейший уче-
ный А. Ф. Мерзляков прочел его стихотворе-
ние «Вельможа».
В 1819 году было опубликовано вольное
переложение «Послания Горация к Мецена-
ту» — первое выступление Тютчева в печа-
ти. Осенью 1819 года он поступает на словес-
ное отделение Московского университета:
слушает лекции по теории словесности и ис-
тории русской литературы, по археологии и
истории изящных искусств. Окончив в 1821 го-
ду университет, Тютчев едет в Петербург,
где получает место сверхштатного чиновника
русской дипломатической миссии в Баварии.
В июле 1822 года он отправляется в Мюнхен
и проводит там 22 года. За границей Тютчев
переводит Шиллера, Гейне, и это помогает
ему приобрести свой голос в поэзии, вырабо-
тать особый, неповторимый стиль. В Герма-
нии он сблизился с философом-романтиком
Фридрихом Шеллингом и свободолюбивым
поэтом Генрихом Гейне.
Значительным событием в литературной
судьбе поэта стала подборка его стихов в
пушкинском «Современнике» (24 стихотворе-
ния), опубликованная в 1836 году под заго-
ловком «Стихи, присланные из Германии».
Затем в публикациях Тютчева возникает
долгая пауза, но именно в это время оконча-
тельно формируется его политическое миро-
воззрение. В 1843—1850 годах Тютчев вы-
ступает с политическими статьями «Россия
и Германия», «Россия и Революция», «Пап-
ство и римский вопрос», задумывает книгу
«Россия и Запад». Осенью 1844 года Тют-
чев, наконец, вернулся на родину. В 1848 го-
ду он получает должность старшего цензора
при министерстве, а в 1858 году назначается
председателем «Комитета ценсуры иност-
ранной».
Конец 40-х годов XIX века ознаменован
для поэта новым творческим подъемом.
Н.А.Некрасов и И.С.Тургенев ставят его в
один ряд с А. С. Пушкиным и М. Ю. Лермон-
товым. В виде приложения к журналу «Со-
временник» напечатаны 92 стихотворения
Тютчева. В одном из номеров журнала была
опубликована статья И. С. Тургенева «Не-
сколько слов о стихотворениях Ф. И. Тютче-
ва», содержащая пророчество: Тютчев «со-
здал речи, которым не суждено умереть».
В дальнейшем высокая оценка поэзии Тют-
чева будет высказана писателями и критика-
ми разных литературных группировок и на-
правлений. Все это означало, что к Тютчеву
пришла слава.
Однако среди своих современников — от
Пушкина и Лермонтова до Некрасова и До-
стоевского, Чернышевского и Льва Толсто-
го — он в наименьшей степени был профес-
сиональным литератором. С двадцати лет
и до самой смерти, то есть полвека, он состо-
ял в чиновниках, вполне беспечно относясь
при этом к своим служебным обязанностям.
Но всю свою жизнь был раскаляем полити-
ческими треволнениями времени. Измене-
ния и неудачи в личной жизни, разочаро-
вание в жизнеспособности русского государ-
ства (после поражения в Крымской войне
1853—1856 годов) привели к тому, что вы-
шедший в 1868 году второй сборник его сти-
хотворений не вызвал живого отклика в об-
ществе. В конце 1872 года здоровье поэта
резко ухудшилось, и через несколько меся-
цев его не стало.
Второе «воскрешение» Тютчева началось
на рубеже XIX—XX веков, когда утверждав-
шаяся школа русских символистов провоз-
гласила его своим предшественником. Эпоха
символизма закрепила восприятие Тютчева
как классика русской литературы. Постиже-
ние Тютчева происходило по мере того, как
все больше осознавалась связь индивидуаль-
ных переживаний человека с безостановоч-
ным поиском общественной мысли, с непре-
станным движением истории. Тютчев стано-
вился необходимым читателю, по мере того
как в очистительных бурях начала XX века
формировалась новая, универсальная и слож-
ная человеческая личность.
В. И. Коровин в своей книге «Русская по-
эзия XIX века» пишет: «Тютчев мыслит ка-
тегориями хаоса и космоса, его привлекают
трагические состояния мира. Вечность он пе-
редает через мгновенное, общее — через осо-
бенное и исключительное».


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *