ВОЙНА 1812 ГОДА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

Голосуйте за сочинение

«Война и мир» — русская национальная
эпопея. «Без ложной скромности, — это как
«Илиада»», — говорил Толстой Горькому.
С самого начала работы над романом автор
интересовался не только частной, личной
жизнью героев, но и теми историческими со-
бытиями, на фоне которых разворачивается
действие.
В центре этих исторических событий сто-
яла война 1812 года. Она и является сюжет-
ным стержнем «Войны и мира». Всем героям
романа, как из высшего аристократического
общества, так и простым крестьянам, при-
шлось столкнуться с войной прямо или кос-
венно. Именно в войне раскрывались подлин-
ные характеры людей, выявилась их суть.
«Война и мир» начинается сценами, рису-
ющими дворянское общество с его светскими
салонами, пустыми разговорами и балами.
О мирной жизни героев повествуется в пер-
вых двух томах. За это время мы успеваем
привыкнуть к персонажам, втянуться в их
быт и даже прожить с ними целых семь лет.
Начавшаяся война с французами на первых
порах не затрагивает глубин страны. Не из-
менился обычный распорядок жизни в Лы-
сых Горах, куда заезжает князь Андрей, сле-
дуя в армию из Молдавии. Как и прежде жи-
вет и семья Ростовых в Москве, больше
озабоченная болезнью Наташи, чем войной.
В светских салонах все так же встречаются
аристократы, разве что немного изменились
темы разговоров. О войне говорят, но она да-
леко и пока никто не представляет себе всей
трагичности ситуации. Идея народного опол-
чения вызывает у дворян опасение, что кре-
стьяне наберутся вольного духа. «Лучше еще
набор… а то вернется к вам ни солдат, ни му-
жик, и только один разврат», — так говорил
один из собравшихся в Слободском дворце
дворян. У другого оратора, «которого Пьер в
прежние времена видал у цыган», «нехороше-
го игрока в карты», «патриотизм» проявляется
в крике: «Мы покажем Европе, как Россия
восстает за Россию».
Толстой осуждает и высмеивает этот лож-
ный патриотизм, который проявляется только
на словах. Мало озабочены войной пока и
крестьяне. Народная Россия еще не подня-
лась, не ощутила грозящей нации опасности.
И лишь тогда по настоящему всколыхнулась
Россия, когда враг подошел к Смоленску. Ав-
тор показывает поведение в этот момент всех
слоев нации, не только дворян, но и купечест-
ва, мещанства, крестьян и мастеровых. Люди
взволнованы предстоящими событиями. Ста-
рый князь Болконский набирает крестьянское
ополчение. Этот эпизод усиливает трагич-
ность войны. Теперь уже ни один человек не
может стоять в стороне. Сдан Смоленск, по-
всюду страшные картины разорения, гибель
урожая. Все это происходит на фоне отступ-
ления войск. «Жара и засуха стояла более
трех недель… Оставшиеся на корню хлеба
сгорали и высыпались. Болота пересохли.
Скотина ревела от голода, не находя корма по
сожженным солнцем лугам. Шли отступаю-
щие войска, утопая в пыли. Солнце представ-
лялось большим багровым шаром. Ветра не
было, и люди задыхались в этой неподвижной
атмосфере…» Толстой воссоздает тягостную
картину отступления русской армии, которая
воспринимается как народное бедствие.
Вместе с тем растет решимость выстоять
и озлобление против врага. В войну с фран-
цузской армией вступает вся нация: от пред-
ставителей дворянства до крестьян; создают-
ся партизанские отряды. Война приобретает
новый, народный характер с момента прибы-
тия в армию ее нового главнокомандующего.
Кутузов олицетворяет в романе подлинно на-
родную стихию и народную мудрость. Рань-
ше судьба страны была в руках тех немец-
ких генералов-теоретиков, которыми окру-
жил себя Александр. Кутузов же — герой
народный, национальный. Толстой показыва-
ет, с какой любовью относятся к нему про-
стые солдаты и партизаны. «Говорят, всем
доступен, слава богу. А то с колбасниками бе-
да! Недаром Ермолов в немцы просился. Те-
перь, авось, и русским говорить можно будет.
А то черт знает что делали. Все отступали,
все отступали», — говорит о Кутузове Вась-
ка Денисов. В Кутузове, по мнению Толстого,
воплотилось все лучшее, чисто народное. Он
не только умудренный богатейшим опытом,
но и и талантливый полководец. Он знает
и понимает душу русского человека, и солда-
ты ему доверяют. «Спасибо» Кутузова было
высшей наградой. Он знает и понимает так-
же, что часто решают участь сражения не
распоряжения главнокомандующего, не ко-
личество пушек и людской силы, а неулови-
мая сила, называемая боевым духом. И он
умеет создать боевой дух у солдат, умеет
поддержать кого ласковым словом, кого
взглядом, кого направить на путь истинный
строгостью.
Через войну прошли все герои романа,
она нашла отражение в судьбе каждого из
них. Общение Пьера с русскими солдатами
рождает в нем желание «войти в эту жизнь,
всем существом пропитаться тем, что делает
их такими». В войне проявил себя как под-
линный патриот Андрей Болконский, кото-
рый, осознавая, что родина в опасности, сде-
лал все, что мог, для ее защиты.
Толстой ярко рисует сцены боя в романе.
Он не прикрашивает войну, показывает все ее
ужасы, всю боль и кровь. Бородино сломило
французов. В упорнейшей битве русские не
только выстояли, но и совершенно измотали
французское войско. Надо добавить, что пре-
восходство в человеческой силе было на сто-
роне французов.
Кутузов, заступая на пост главнокоман-
дующего, грозил французам: «Они будут
у меня конину жрать!» И действительно, они,
когда у них животы подвело от голода, жра-
ли не только конину, но и падаль, кутались,
спасаясь от холода, в тряпье и в конце кон-
цов с позором бежали из Москвы.
«Все торжествовало победу, все кипело
жизнью в разоренной и ожившей столице».
Но победа досталась дорогой ценой. Лучшие
люди за спасение отечества заплатили своей
жизнью. Толстой показывает, что война стала
историческим рубежом в развитии русского
общества. Со смертью старого князя Болкон-
ского отходит в прошлое екатерининская эпо-
ха. Разорение Ростовых и смерть графа Ильи
Андреевича знаменуют конец и старого пат-
риархального быта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *