ВОЛЬНОСТЬ И СВОБОДА В ЛИРИКЕ А. С. ПУШКИНА

...
Голосуйте за сочинение

Мировоззрение великого русского поэта
А. С. Пушкина сформировалось под влияни-
ем событий, которые волновали русское об-
щество начала XIX века. Будущий поэт стал
свидетелем победы русского народа над На-
полеоном в Отечественной войне 1812 года.
А завязавшаяся еще в годы учебы в Царско-
сельском лицее крепкая дружба поэта с луч-
шими людьми эпохи, выступившими впослед-
ствии против самодержавно-крепостнического
строя, способствовала тому, что декабрист-
ское восстание Пушкин воспринял очень
близко. И хотя поэт не был членом тайного
общества, он всеми своими помыслами нахо-
дился с теми, кто вышел на Сенатскую пло-
щадь 14 декабря 1825 года.
Воспевая свободу, вольность в юношеские
годы, Пушкин верил в ближайшее их торжест-
во. Поэт был убежден, что страной должен
править просвещенный монарх. В оде «Воль-
ность», написанной поэтом в 1817 году, Пушкин
не призывает к свержению царской власти,
но высказывает громкий протест против тира-
нии и беззакония. Он обращается к владыкам:
Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!
Главным условием счастливой жизни на-
рода Пушкин называет «с вольностью святой
законов мощных сочетанье». Ни тюрьмы, ни
алтари не оградят тирана от мести народа,
убежден поэт. В подтверждение своей мысли
он упоминает в оде такие исторические уро-
ки, как казнь французского короля Людови-
ка XVI, который расплачивается за преступ-
ления династии Бурбонов, смерть от рук
придворных жестокого римского императора
Калигулы и другие. Поэт призывает сильных
мира сего:
Склонитесь первые главой
Под сень надежную закона,
81
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
Но царское правительство России не соби-
ралось даровать народу свободу. Можно ска-
зать, что обращение Пушкина осталось без
ответа — ничто не указывало на то, что вла-
сти готовы к коренному переустройству Рос-
сии. Поэтому неудивительно, что в стихотво-
рении «К Чаадаеву», написанном спустя год
после оды, Пушкин начинает сомневаться
в мирном обретении свободы.
Он уже не обращается с призывом к мо-
нарху. Теперь поэт связывает свои надежды со
свободолюбиво настроенной молодежью Рос-
сии, которую он призывает «отчизне посвятить
души прекрасные порывы». Поэт искренне ве-
рит в то, что образованность, ум, стремление
к свободе и горячая любовь к родине, то есть те
лучшие качества, которыми обладает прогрес-
сивная часть дворянской молодежи, способны
принести России лучшее будущее. Этой опти-
мистической верой проникнуты заключитель-
ные строки стихотворения «К Чаадаеву»:
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
С посланием «К Чаадаеву» непосредствен-
но перекликается написанное поэтом спустя
год стихотворение «Деревня». Несмотря на то,
что здесь Пушкин уже не высказывает такого
оптимизма, как ранее, его мысли о переменах
к лучшему по-прежнему связаны со «свободой
просвещенной». Хотя поэт уже сомневается в
том, удастся ли ему увидеть «народ неугне-
тенный и рабство, падшее по манию царя».
После неудавшейся попытки восстания
декабристов поэт испытывает разочарование,
вызванное противоречием между его роман-
тическими мечтами о свободе и реальной
действительностью.
Но Пушкин остается верен своим вольно-
любивым взглядам. В стихотворении «Ари-
он», написанном в 1827 году, он признается:
«Я гимны прежние пою…» Утверждение поэта
о его верности прежним идеалам звучит так-
же в послании «Во глубине сибирских руд…»,
в котором поэт позволяет себе надежду:
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
В творчестве зрелого Пушкина появля-
ются новые мотивы на тему свободы.
Если раньше поэт верил в то, что если не
весь народ, то его лучшие представители спо-
собны изменить жизнь страны, то теперь он
начинает сомневаться в этом. Более того, ему
кажется, что столь долго воспевавшаяся им
свобода народу не нужна. Этими мыслями по-
эт делится в стихотворении «Свободы сеятель
пустынный…»:
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Прослеживая творчество великого поэта
в хронологической последовательности, мож-
но заметить, как он постепенно раскрывал для
себя понятие свободы не в политическом его
значении, а в духовном. Может быть, не все-
гда можно иметь свободу «от царя», но личная
независимость человека — та истинная цен-
ность, которой он может овладеть. В стихотво-
рении 1836 года «Не дорого ценю я громкие
права…» Пушкин пишет наполненные глубо-
чайшей мудростью строки:
Зависеть от властей, зависеть от народа —
Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
— Вот счастье! вот права…


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *