«ВОЛНА И КАМЕНЬ, СТИХИ И ПРОЗА, ЛЕД И ПЛАМЕНЬ…»

...
Голосуйте за сочинение

Главные образы романа «Евгений Оне-
гин», носители авторских идей и настрое-
ний — Онегин и Ленский. Они воплощают
различные настроения в среде русского дво-
рянства после победы в войне 1812 года.
В России наступил период реакции, и класс
дворян расслоился на группы по принципу
отношения к правящему режиму: одна была
оплотом режима, другая, наиболее талантли-
вая и прогрессивно мыслящая, готовила госу-
дарственный переворот в тайных обществах,
третья, критически воспринимающая дейст-
вительность, терзалась праздностью, не на-
ходя себе места в существующей политичес-
кой системе. В романе «Евгений Онегин» пред-
ставлены все идейно-психологические слои
русского дворянства.
Евгений Онегин — сын преуспевающего
петербургского чиновника — получил типич-
ное для своего времени и класса домашнее
образование. А. С. Пушкин достаточно крити-
чески оценивал уровень образованности сво-
его поколения:
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитанъем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть.
Тем не менее Онегин знал латынь, антич-
ную литературу, которую, правда, не любил,
увлекался прогрессивной экономической тео-
рией, историей, философией:
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита…
К тому же Онегин всегда играл какую-
либо роль, отвечающую определенной свет-
ской условности, и удачно прикрывал по-
верхностность образования продуманным по-
ведением:
Имел он счастливый талант
Без принужденъя в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм.
Евгений вел типичную для столичной
аристократии жизнь: балы, рестораны, теат-
ры, прогулки по Невскому проспекту, любов-
ные развлечения, в которых он весьма пре-
успел благодаря способности «шутя невин-
ность изумлять, пугать отчаяньем готовым,
приятной лестью забавлять». И все же он
выделяется среди общей массы «золотой мо-
лодежи» критическим мышлением, благород-
ством души. Пушкин, называя его «вторым
Чадаевым», признавал свое духовное родство
с героем:
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражателъная странность
И резкий, охлажденный ум.
Онегин отдавал себе отчет в суете и бес-
смысленности светской жизни, наполненной
неискренностью, условностями. Как мысля-
щий человек, он с горечью сознавал опусто-
шающую душу суету «света пустого», и им
овладела «русская хандра»:
Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы недолго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели…
Попытки борьбы с «душевной пустотой»
из-за неумения систематически трудиться
только усугубили его озлобленность, угрю-
мость, духовное одиночество, пресыщенность
жизненной суетой, угасание «сердца жара».
Очутившись в наследованном имении,
Онегин облегчил жизнь крестьян заменой уг-
нетающей барщины «оброком легким», но не-
последовательность, неумение трудиться не
позволили ему развить реформаторскую де-
ятельность. «Душевная пустота» не оставля-
ла его и в деревне: пошлые разговоры сосе-
дей-помещиков, обнажающие узость круго-
зора и примитивность мышления, тяготили
его, он предпочел им гордое и горькое одино-
чество.
Душевный сон Евгения был нарушен
признанием в любви прелестной, искренней
и глубокой девушки, и «чувствий пыл ста-
ринный им на минуту овладел», но внутрен-
няя опустошенность и благородство души не
позволили искреннему порыву развиться в
любовь.
Знакомство с молодым, образованным ро-
мантичным поэтом Владимиром Ленским,
также резко выделявшимся в массе помест-
ного дворянства, скрасило Онегину часы до-
суга, подарило минуты высокого общения.
Ленский казался полной противоположнос-
тью Онегина: «вольнолюбивые мечты, дух
пылкий, всегда восторженная речь», неопыт-
ность и горячность, сердечная неискушен-
ность и искренняя порывистость — все отли-
чало юного поэта от Евгения. Ленский со
всем нерастраченным жаром души мечтает
о счастье всего человечества, верит в свя-
щенные узы настоящей дружбы:
Он верил, что друзья готовы
За честь его приять оковы…
Что есть избранные судьбами,
Людей священные друзья;
Что их бессмертная семья
Неотразимыми лучами
Когда-нибудь нас озарит
И мир блаженством одарит.
Как напоминают эти строки искренние
и вдохновенные стихи Пушкина о лицейском
братстве или исполненное мужества и благо-
родства стихотворение, посвященное друзь-
ям-декабристам!
Безусловно, Ленский был духовным родст-
венником декабристов, его общественные иде-
алы столь же гуманны и благородны. Правда,
этот «полурусский сосед» Онегина был далек
от национальной почвы. Его высокие идеалы
были весьма расплывчаты, неопределенны,
воплощались в поэзии в «нечто и туманну
даль».
Холодный ум, душевная пресыщенность
и тоска Онегина не мешали ему любоваться
искренностью порывов юного поэта, пылкос-
тью его чувств, горячностью убеждений. Ев-
гений как характер скрытный, одинокий, об-
ращенный в себя даже в ранней юности не
отличался такой искренностью, чистотой по-
мыслов, силой убежденности, он всегда играл
определенную роль. Возможно, Онегин даже
слегка завидовал честности, естественности
друга, скрывая за иронией восхищение его
прямотой и горячностью:
Он слушал Ленского с улыбкой.
Поэта пылкий разговор,
И ум, еще в сужденьях зыбкой,
И вечно вдохновенный взор, —
Онегину все было ново…
Насколько Онегин душевно испепелен,
лишен всяческих иллюзий и идеалов, на-
столько Ленский чист душой, полон высоких
мыслей, благородных устремлений, романти-
ческих порывов:
Негодованье, сожаленье,
Ко благу чистая любовь
И славы сладкое мученье
В нем рано волновали кровь.
Очень страстно, самозабвенно предается
Владимир чувству любви к Ольге. Она пред-
ставляется ему венцом создания, воплощени-
ем совершенства, все в ней видится ему в ро-
зовом свете. Глупая ссора привел? друзей к
дуэли, и они из-за боязни «общественного
мненья» (а Ленский еще и из-за неосознанно-
го стремления к героическому) вынуждены
были стреляться. Ленский «во цвете радост-
ных надежд» был убит.
Каким же видел Пушкин будущее своих
героев, не случись драматической развязки?
Ленскому он пророчил судьбу настоящего
поэта, народного трибуна, но не исключал и
возможности «обыкновенного удела» провин-
циального помещика. При благоприятном
стечении обстоятельств он вполне мог прий-
ти в стан декабристов. Онегин же, поражен-
ный скептицизмом, не мог стать сознатель-
ным борцом за справедливое переустройство
общества, его ждал путь индивидуального
протеста, пассивного отрицания, непротивле-
ния злу насилием.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *