«ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ» В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ

...
Голосуйте за сочинение

Первые стихи Анны Ахматовой появи-
лись в 1911 году в журнале «Аполлон», а уже
в следующем году вышел ее поэтический
сборник «Вечер». Почти сразу же Ахматова
была поставлена критиками в ряд самых
больших русских поэтов. Таким образом, на
рубеже XIX и XX столетий в России возник-
ла «женская» поэзия — поэзия Анны Ахма-
товой.
Лирика Ахматовой первых ее книг («Ве-
чер», «Четки», «Белая стая») — это лирика
любви. Ее новаторство как художника про-
явилось в «романности» ее любовной лири-
ки — каждая книга стихов представляет со-
бой как бы лирический роман, состоящий из
многих историй любви. Это и рассказ о серо-
глазой девочке и убитом короле, и рассказ
о прощании у ворот (стихотворение «Сжала
руки под темной вуалью…»), напечатанный
в первый же год литературной известности
Ахматовой, и другие ахматовские миниатю-
ры. В кратком событии, одном жесте, взгля-
де Анна Ахматова передает историю десяти
лет жизни:
Как велит простая учтивость,
Подошел ко мне, улыбнулся,
Полуласково, полулениво
Поцелуем руки коснулся —
И загадочных, древних ликов
На меня посмотрели очи…
Десять лет замираний и криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово
И сказала его — напрасно.
Отошел ты, и стало снова
На душе и пусто и ясно.
(«Смятение»)
О. Мандельштам писал об Ахматовой, что
она «принесла в русскую лирику всю огром-
ную сложность и психологическое богатство
русского романа девятнадцатого века. Не бы-
ло бы Ахматовой — не будь Толстого и «Ан-
ны Карениной», Тургенева с «Дворянским
гнездом», всего Достоевского и отчасти даже
Лескова… Свою поэтическую форму, острую
и своеобразную, она развивала с оглядкой на
психологическую прозу».
Для того чтобы проникнуться чувствами,
испытываемыми лирической героиней, сов-
сем не обязательно знать все, что было в ее
жизни. Часто Ахматова описывала лишь не-
большой фрагмент происходящего, заставляя
читателя додумывать, что было между геро-
ями прежде. Читая ее стихотворения, стано-
вишься невольным свидетелем чьего-то раз-
говора, иногда создается впечатление, что
кто-то открывает тебе свою душу:
Хочешь знать, как все это было? —
Три в столовой пробило,
И прощаясь, держась за перила,
Ока словно с трудом говорила:
«Это все… Ах, нет, я забыла,
Я люблю вас, я вас любила
Еще тогда! — «Да».
(«Хочешь знать, как все это было?»)
А иногда кажется, что кто-то доверил те-
бе самое сокровенное — почитать свои спеш-
ные записи в дневнике:
Он любил три вещи на свете:
За вечерней пенье, белых павлинов
И стертые карты Америки.
Не любил, когда плачут дети,
Не любил чая с малиной
И женской истерики.
..Л я была его женой.
(«Он любил…»)
Несмотря на то, что Ахматова часто дает
только фрагменты того или иного события, ее
стихи о любви не производят впечатления от-
рывочных зарисовок. В них большая обобщаю-
щая сила. Ахматова отразила в своей лирике
целую вереницу женских судеб. Это и жена,
и любовница, и вдова, и мать. По выражению
Александры Коллонтай, Ахматова дала «целую
книгу женской души».
Любовь в стихах Ахматовой не всегда
счастливая и благополучная. Даже наоборот.
Часто это страдание. Это чувство не может
быть спокойным:
То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует,
То в инее ярком блеснет,
Почудится в дреме левкоя…
Но верно и тайно ведет
От счастья и от покоя.
В оценках литературных критиков Анна
Ахматова является поэтом, впервые сумев-
шим так полно рассказать о реальной любви.
Душа оживает «Не для страсти, не для заба-
вы, для великой земной любви». В ее стихо-
творениях мы видим обычный мир, рас-
крывающийся под влиянием любви в новом
свете. Саму же любовь Ахматова делает на-
столько «земной», что называет ее «пятым
временем года»:
То пятое время года,
Только его славословь.
Дыши последней свободой,
Оттого, что это — любовь.
Высоко небо взлетело,
Легки очертанья вещей,
И уже не празднует тело
Годовщину грусти своей.
«Великая земная любовь» — основа всей
лирики Ахматовой. Любовь у нее — повели-
тельное, нравственно чистое, всепоглощаю-
щее чувство. Я думаю, что Анна Ахматова
имела все основания сказать о себе: «Я на-
учила женщин говорить…»


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *