ВЕЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОБРА И МИЛОСЕРДИЯ (по пьесе М. Горького «На дне»)

Голосуйте за сочинение

«Человек — это великолепно! Это зву-
чит… гордо!»
Эти слова, сказанные на заре XX ве-
ка, определяли творческую линию писателя
М. Горького. Он любил людей, поэтому его
воображение, пронизанное прекрасной меч-
той о великом призвании человека, рождало
такие изумительные образы, как Данко.
Но он же и выступал со страстным и горячим
протестом против всего, что принижало че-
ловека, против всех «свинцовых мерзостей
жизни».
В пьесе «На дне» показаны те ужасные
условия жизни, которые толкают на «дно»,
«в яму». И тогда человек перестает быть че-
ловеком. Да разве ж это люди обитают в омер-
зительной ночлежке Костылева? Они утратили
все человеческое, потеряли даже облик чело-
века, превратились в жалких, никому не
нужных существ.
Во многом они сами виноваты в том, что
с ними случилось: у них не хватило твердос-
ти или умения бороться с судьбой, желания
трудиться, преодолевать трудности.
Но виноваты и социальные условия. Это
была эпоха быстрого обогащения одних и об-
нищания других, эпоха, когда рушились ос-
татки вековых устоев. В каждой загубленной
судьбе мы видим сплав общественных и лич-
ных проблем.
«На дне» жизни действуют свои неумоли-
мые волчьи законы. Здесь свои «короли» и
подвластные, эксплуататоры и эксплуатиру-
емые, хозяева и работники. Жизнь в ночлеж-
ке для нормального человека хуже каторги.
Она толкает людей на преступления, черст-
вость, бесчестность. Ворует Васька Пепел,
умирает в страшных муках Анна, идет на са-
мое ужасное унижение в жизни Настя, окон-
чательно спивается Актер,
Они уже не смогут подняться!
А ведь эти люди знали когда-то и другую
жизнь. И поэтому полна страстных мечтаний
о будущем Наташа, думает о светлых чувст-
вах Настя, верит в свою мечту больной, опу-
стившийся Актер. У них только и осталось
в жизни, что вера.
«У нас нет имени! Даже собаки имеют
клички, а мы нет!» — с горьким чувством
восклицает Актер. И в этом возгласе нестер-
пимая обида человека, выброшенного за борт
жизни.
Странник Лука, появляющийся в пьесе,
сумел заронить и зажечь в сердце каждого
искру надежды и мечты. Но после его ухода
еще тяжелее стала жизнь ночлежников. Лю-
ди эти так изломаны, что уже не могут ниче-
го изменить в своей судьбе. Им, в общем-то,
нечего ждать. И надежда, порожденная Лу-
кой, лишь разбередила их раны. Поманил
старик, а дороги не показал.
Раздавлены, как ореховая скорлупа, меч-
ты Клеща о лучшем времени. «Никогда уже
он не выберется отсюда». И читателю стано-
вится не по себе от этих слов.
Пьеса утверждает: так дальше жить не-
возможно!
Автор многие свои мысли вкладывает в
уста Сатина. Порой странно слышать такие
высокие слова от картежника и шулера. Мы
понимаем, что в Сатине погибла неДюжйн1
ная натура, сильный, ясный ум. Гордые сло-
ва о человеке стали крылатыми, они застав-
ляют верить, что люди достойны лучшей
участи.
Пьеса «На дне» проникнута горячим и
страстным призывом любить человека, сде-
лать так, чтобы имя это .действительно зву-
чало гордо. Пьеса имела огромный полити-
ческий резонанс, звала к переустройству
общества, опускающего людей «на дно».
Нет и не может быть счастья, пока чело-
век несвободен, пока несправедливость гос-
подствует на каждом шагу. Человек досто-
ин счастья и свободу потому уже, что он
Человек!
Сейчас, в наше время, пьеса Горького об-
ретает иное значение. Это не только истори-
ческий документ, не просто выдающееся
творение человеческого ума, это и произве-
дение, которое вновь и вновь будет обра-
щать взоры людей к вечным проблемам до-
бра, милосердия, социальной справедливости.
Ведь мы на своих улицах видим не только
новых русских, но и новых обитателей ноч-
лежек.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *