В. МАЯКОВСКИЙ «О МЕСТЕ ПОЭТА В РАБОЧЕМ СТРОЮ» (вариант 2)

Голосуйте за сочинение

Я хочу,
чтоб к штыку
приравняли перо.
В. Маяковский.
Эпоха, в которую жил Маяковский, бы-
ла временем огромных потрясений в жизни
страны, и поэт такого масштаба, несомненно,
не мог стоять в стороне от происходящего.
Активная общественная позиция Маяковско-
го выразилась, прежде всего, в его творчес-
кой деятельности: он «пишет киносценарии
для нового советского кино, много печатается
в газетах, ездит с публичными лекциями по
городам страны («менестрелит»), работает в
РОСТА, создавая особого рода плакаты, так
называемые «окна» (состоящие из несколь-
ких рисунков агитационного или сатиричес-
кого содержания и небольшого стихотворно-
го текста под ним). Подобного рода работа
мало отвечает, на первый взгляд, представ-
лениям о возвышенном характере и высоком
предназначении искусства. Для нескольких
поколений русских поэтов императивом бы-
ли строки А. С. Пушкина:
Восстань, пророк, и виждъ, и внемли,
Исполнись волею моей,
И обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
В сравнении с этими строками «тысячи
три плакатов и тысяч шесть подписей», рек-
ламные стишки, памфлеты и прочие литера-
турные однодневки должны показаться недо-
стойными высокого звания поэта.
Я думаю, что мысль об этом и заставила
Маяковского вновь и вновь обращаться к те-
ме назначения, роли поэзии в жизни обще-
ства. «Необычайное приключение, бывшее
с Владимиром Маяковским летом на даче»,
«Разговор с фининспектором о поэзии», «До-
мой», поэма «Во весь голос» — вот произве-
дения, в которых он наиболее ярко раскры-
вает свое творческое кредо: «Нам слово нуж-
но для жизни».
«Необычайное приключение…» — не про-
сто образец лирической шутки, но серьезное
размышление о том, чем должен быть поэт,
и не только в данную конкретную эпоху, но
и во все времена. Поэзия и солнечный свет
представляются герою явлениями одного
плана, их задача — борьба с тьмой, с отжи-
вающим «серым хламом». Стихи поэта и лу-
чи солнца уподобляются оружию (впоследст-
вии автор не раз вернется к этому сравне-
нию), которое рушит враждебную свету
стену мрака:
Стена теней, ночей тюрьма
под солнц двустволкой пала.
В конце стихотворения Маяковский про-
возглашает лозунг свой («и солнца»):
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца.
Стихотворение «Домой» еще раз под-
тверждает авторское отношение к поэзии как
к оружию народа в борьбе за строительство
новой жизни. Поэт должен чувствовать себя
заводом, вырабатывающим человеческое счас-
тье; к нему должны предъявляться те же тре-
бования, что и к прочим:
Я хочу, чтоб в дебатах
потел Госплан,
мне давая задания на год.
«Работа стихов» не менее важна, чем про-
изводство чугуна и стали, и поэтому автор
считает, что труд поэта не отличается от ра-
боты в поле или у станка по степени своей
нужности. Развитие этой мысли находим
в стихотворении «Разговор с фининспекто-
ром». В шутливо-иронической форме Мая-
ковский убеждает читателя в том, что по-
эзия — это общественный труд, и поэт —
полноправный участник социалистического
строительства:
Труд мой
любому
труду
родствен.
Автор говорит о специфической сложности
поэтического процесса — «в грамм добычи го-
ды труда», — оспаривая позицию людей, по-
добных фининспектору, считающих поэзию
занятием ненужным и несложным и числящих
поэтов «в ряду имеющих лабазы и угодья».
Иронизируя над бюрократическим подходом
к искусству поэзии, лирический герой на во-
прос о наличии «выезда» отвечает:
А что,
если я
десятки, пегасов
загнал
за последние пятнадцать лет?
Используя понятия, далекие от литерату-
ры, Маяковский заостряет свои мысли о по-
эзии, о ее месте в жизни общества. Он срав-
нивает стихи с динамитом, взрывающим го-
рода; «рядом с тлением слова-сырца» они
испепеляют:
Эти слова приводят в движенье
тысячи лет
миллионов сердца.
Поэт у Маяковского одновременно и «на-
рода водитель», и «народный слуга»; он дол-
жен идти впереди всех и, в то же время,
для него невозможно существование вне на-
рода. Рифма, которая в данном случае мето-
нимически воплощает собой всю поэзию,
предстает, с одной стороны, как «И ласка, и
лозунг, и щтык, и кнут» в настоящем; с дру-
гой стороны, как «ваше бессмертие» в буду-
щем. Она — и оружие пролетариата, и его
возможность остаться в веках.
Программным по отношению к данной те-
ме можно назвать вступление к поэме «Во весь
‘голос». Лирический герой негодующе отзыва-
ется о тех, кто строчит. романсы в страшное
для страны время:
Неважная честь,
чтоб из этаких роз
мои изваянъя высились
по скверам,
где харкает туберкулез.
В поэме стихи вновь сравниваются с гроз-
ным оружием: «моих страниц войска», «кава-
лерия острот», «рифм пики». Они должны
предстать глазам потомков:
Весомо,
грубо,
зримо,
как в наши дни
вошел водопровод,
сработанный
еще рабами Рима.
Объекты, которые выбирает автор для
сравнения со стихами, носят нарочито при-
земленный, материальный характер. В этом
также отражается вера поэта в то, что ли-
тература есть производство, продукт кото-
рого — важен и непосредственно ощутим.
Отдельно следует сказать об отношении
героя к славе, к признанию потомков. С вы-
соты своего творческого альтруизма он про-
возглашает:
Мне наплевать на бронзы многопудъе,
. мне наплевать
на мраморную слизъ.
Герой мечтает о счастливом будущем сво-
его отечества, в которое немало сил вложено
и самим поэтом.
«Слово — полководец .человечьей си-
лы», — говорит Маяковский. Поэзия нужна,
чтобы бороться с «хламом» жизни и чтобы
утверждать новую реальность — и она долж-
на делать это в интересах рабочего класса.
С данной точки зрения, «Нигде кроме как в
Моссельпроме» — «поэзия самой высокой
квалификации». Поэт огромного и многогран-
ного таланта, Маяковский — лирик и трибун —
считает своим предназначением, прежде все-
го, служение своему классу. Ради этого он
отрекается от «личных мотивов», становясь
«на горло собственной песне». И, хотя в од-
ной из строк герой признается: «И мне агит-
проп в зубах навяз», — но, проводя итоги
творческой биографии, он имеет полное пра-
во заявить:
Я
всю свою
звонкую силу поэта
тебе отдаю,
атакующий класс.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *