В. Г. РАСПУТИН. «ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ» (Опыт рецензии) (II вариант)

...
Голосуйте за сочинение

Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году в селе Усть-Уда Иркутской области. Первые сборники рассказов и очер­ков Распутина были напечатаны в 1965—1967 годах: «Василий и Василиса». Известность ему принесла повесть «Деньги для Ма-

 

рии». Казалось бы, описана обычная ситуация недостачи, обернув­шаяся трагедией для Марии. Однако проблематика романа глубже: вскрытие нового явления в деревне — активизация денег. Автора увлекали характеры своей естественностью, внутренней красотой. Такие характеры он открыл в сибирской деревне. Новое содержа­ние нашло свою форму в повестях: «Последний срок» (1970), «Жи­ви и помни» (1974), «Прощание с Матерой*, главы из книги «Си­бирь, Сибирь…» (80—90-е).

Совершенно реальные ситуации и характеры старой и новой де­ревни стали поводом для философских размышлений автора о проблемах бытия: о жизни и смерти, верности и предательстве, о благодарности и памяти. «Прощание с Матерой» — продолжение драмы народной жизни в философско-нравственном аспекте. Сю­жет произведения — история затопления острова с одноименным названием. Люди представлены в момент расставания с землей. Од­нако этот частный случай — только основа для авторских размыш­лений.

«Прощание с Матерой» — обобщенно-символическая по смыслу драма, в которой речь идет о человеческой памяти, верности своему роду. Главная героиня — Дарья. Одной из основных черт ее харак­тера является чувство сохранения памяти, ответственности перед предками. Тот же вопрос, обращенный к себе и детям, к прошлым и будущим поколениям, поставленный еще Анной Степановной («Последний срок»), теперь с новой силой звучит и в речах Дарьи, да и во всем содержании произведения: «И кто знает правду о чело­веке: …Что должен чувствовать человек, ради которого жили мно­гие поколения? Ничего он не чувствует. Ничего не понимает». Да­рья находит главную часть ответа: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни». В повести описан конфликт «отцов и детей», поскольку нравственному дому Дарьи противопоставлена позиция внука Андрея, вдохновленного всем новым, прогрессив­ным. Повесть исполнена символики: в Матере мы угадываем сим­вол жизни, а возможно, нашу землю; в Дарье — хранительницу этой жизни, мать, устами которой говорит сама истина. Эта по­весть — своеобразное предупреждение об опасности, грозящей ма­тери-земле, «подобно острову», затерявшейся «в космическом океа­не». В повести много других символических образов: символиче­ский образ избы, которую Дарья обряжает перед сожжением; ту­ман, который прячет остров. И, лишь отвлекаясь от реальной конк­ретности содержания, становится понятна решимость Дарьи и ее подруг не расставаться с Матерой (землей) и разделить ее судьбу. В целом повести свойственна острая публицистичность, высокая тол­стовская назидательность, апокалиптичность мировосприятия. Зву­чание центральной темы несет в себе высокую библейскую трагич­ность. В критике оспаривался финал повести, возражение вызыва­ла концепция произведения, вступающая в противоречие с идеями прогресса.

Конечно, содержание произведения и его финал сложны для восприятия, а потому есть основания для различных интерпрета­ций. И тем не менее невозможно отождествлять автора и его геро­ев, авторскую позицию с мнениями и идеями, которые отражают

 

героини. Отвечая на вопрос о том, какие герои его, как писателя, привлекают, В. Распутин заметил: «…Больше Дарья. Для писателя

нет и не может быть человека конченого. Мы должны судить или оправдывать. Или—или… старайтесь понять, постичь душу челове­ческую. Пока жив человек, каким бы плохим он ни был, есть на­дежда, что точка в его судьбе не поставлена». Таким образом, «Прощание с Матерой» — произведение о судьбе сибирской дерев­ни, о крестьянах. Среди особенностей распутинской прозы можно отметить возвращение к и неприметному» герою, стремление автора перенести внимание от исследования характера героя к исследова­нию исторической судьбы крестьянства. В его повестях поэтиче­ской многозначностью и символичностью наполняются понятия-об­разы дома, земли. Эти образы закономерно могут свое место в ряду найденных русской литературой художественных ассоциаций.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *