УЗНАЕМ ЛИ МЫ ГЕРОЕВ Н. В. ГОГОЛЯ СРЕДИ СОВРЕМЕННИКОВ?

Голосуйте за сочинение

Несомненно, что у смеха Н. В. Гоголя бы-
ли предшественники. Этот смех зародился в
комедиях Фонвизина, в баснях Крылова, в
эпиграммах Пушкина, в комедии Грибоедова
«Горе от ума». Над чем же смеялся Гоголь?
Объектом его смеха были не монархия, цер-
ковь и даже не крепостное право. В первую
очередь Гоголь смеялся над человеческой
бездуховностью, над душевной омертвелос-
тью, над нелепостью и глупостью людей, ли-
шивших себя высоких интересов, ценностей
и идеалов.
Мы знаем, что в произведениях Гоголя нет
положительных героев. Писатель искренне
стремился создать таких персонажей, но у не-
го ничего не выходило. Для Гоголя самым
важным было беспощадное обличение пошло-
сти русской жизни. «Изобрази я картинных
извергов, мне бы простили, но пошлости мне
не простили. Русского человека испугала его
ничтожность…» — писал Гоголь.
Прошло много лет после смерти Гоголя,
но имя этого замечательного писателя по-
мнят и знают все. Почему? Да потому, что ге-
рои его произведений существуют и в наше
время. Не перевелись до конца Чичиковы,
маниловы, коробочки, ноздревы, Хлестаковы.
Но будем надеяться, что все же их стало
меньше.
Герои поэмы «Мертвые души», созданной
под непосредственным влиянием Пушкина,
поистине кажутся нам «знакомыми незна-
комцами». Портретную галерею этого произ-
ведения открывает Манилов. Он по натуре
обходителен, добр, вежлив, но все это приня-
ло у него смешные и даже уродливые фор-
мы. Он не принес окружающим никакой ре-
альной пользы. Ни великих, ни малых дел от
Манилова и ему подобных ждать нельзя.
Гоголь разоблачил явление маниловщи-
ны, характерное для значительной части
дворянской России. Слово «маниловщина»
стало нарицательным. Манилов страшен Го-
голю. Пока этот помещик благоденствует и
мечтает, его имение разрушается, крестьяне
разучились трудиться — они пьянствуют,
разгильдяйничают. Долг помещика — орга-
низовать жизнь своих крепостных, дать им
возможность с пользой для себя жить и тру-
диться. «Маниловщина», если ее рассматри-
вать не только как общечеловеческое явле-
ние, а как явление определенной эпохи и
определенной среды, была в высшей степени
свойственна помещичьему и чиновничье-бю-
рократическому слоям России. Провинци-
альный помещик Манилов подражал «перво-
му помещику России» — Николаю I и его ок-
ружению. Гоголь изобразил «маниловщину»
верхов через ее отражение в провинциальной
среде. «»Маниловщина» Николая I и его ок-
ружения предстала перед читателем окари-
катуренной не столько Гоголем, сколько са-
мой провинциальной жизнью», — писал ака-
демик Лихачев.
А как часто в нашей жизни мы встречаем
людей, подобных Манилову! Именно поэтому,
читая «Мертвые души», мы ощущаем, что
этот герой нам знаком.
Следом за Маниловым Гоголь показывает
Коробочку, одну из «тех матушек, небольших
помещиц, которые плачутся на неурожаи и
убытки, а между тем набирают понемногу
деньжонок в мешочки, размещенные по ящи-
кам комодов». Коробочка не претендует на
высокий уровень культуры, как Манилов, она
не предается пустым фантазиям, все ее мыс-
ли и желания связаны с хозяйством. Чичиков
называет Коробочку «дубинноголовой». Это
меткое определение вполне освещает психо-
• логию помещицы. Согласитесь, что и в нашей
сегодняшней жизни подобные Коробочки
встречаются. Только сейчас в людях, возмож-
но, больше жестокосердия, стремления к на-
копительству.
Типичен для нашего времени и образ Но-
здрева. Любит он пьяный разгул, буйное ве-
селье, карточную игру — это его стихия.
В присутствии Ноздрева ни одно общество не
обходилось без скандальных историй, по-
этому автор иронически называет Ноздрева
«историческим человеком». Болтовня, хвастов-
ство, вранье — самые типичные черты Нозд-
рева. По оценке Чичикова, Ноздрев — «чело-
век-дрянь». Он держит себя развязно, нагло
и имеет «страстишку нагадить ближнему».
Собакевич, в отличие от Манилова и Но-
здрева, связан с хозяйственной деятельнос-
тью не только на словах. Это хитрый пройдо-
ха. Гоголь беспощадно-разоблачает жадного
накопителя, которого «омедведила» система
крепостного права. Интересы Собакевича ог-
раниченны. Цель его жизни — это матери-
альное обогащение и вкусная еда. А сколько
людей, живущих по такому же принципу,
встречается в нашей действительности?!
Еще одним героем «Мертвых душ» явля-
ется Плюшкин, как бы венчающий галерею
губернских помещиков, «Прореха на челове-
честве» — так называет его Гоголь. Именно в
этом человеке мелочность, ничтожность и по-
шлость достигают предельного выражения.
Скупость и страсть к накопительству лиши-
ли Плюшкина человеческих чувств и приве-
ли его к чудовищному нравственному урод-
ству. В людях он видел только расхитителей
своего имущества. Сам Плюшкин никогда не
покидал поместья и в гости к себе никого не
приглашал. Он выгнал дочь и проклял сына.
Люди у него мрут как мухи, многие его кре-
постные числились в бегах. В самом Плюш-
кине и в его доме чувствуется движение, но
это движение распада, тления. Как же стра-
шен этот человек! И как страшно то, что в
современной действительности есть такие
люди, только, без сомнения, предстающие
перед нами в несколько другом обличье. Та-
ким образом, Плюшкин тоже кажется нам
«знакомым незнакомцем».
«»Мертвые души» потрясли всю Рос-
сию», — отмечал Герцен. Крепостники-дво-
ряне, узнавшие себя в новом произведении
Гоголя, а вслед за ними и реакционная кри-
тика злобно осудили автора, обвиняя его в том,
что он не любит Россию, что поэма — насмеш-
ка над русским обществом. Гоголь предви-
дел, как отнесутся к его труду представите-
ли правящих кругов, но считал своим долгом
перед Россией и народом «показать, хотя
с одного боку, всю Русь». Он писал: «Бывает
время, когда нельзя устремить общество или
даже все поколение к прекрасному, пока не
покажешь всю глубину его настоящей мерзо-
сти». Эта мысль не покидала писателя-граж-
данина в период его работы над поэмой.
Центральным героем поэмы является Па-
вел Иванович Чичиков. Прежде всего, Чичи-
ков выделяется на общем фоне деятельнос-
тью, активностью. Это фигура предпринима-
теля — новый тип в русской литературе.
Гоголь показывает, как возникло умение Чи-
чикова приспосабливаться к любой обстанов-
ке, ориентироваться в любой ситуации. Отец
дал юному Чичикову совет: «Все сделаешь и
все прошибешь на свете копейкой». Вся жизнь
Чичикова стала цепью мошеннических махи-
наций и преступлений.
Павел Иванович прилагает громадные
усилия и проявляет неистощимую изобрета-
тельность, пускается на любые аферы, если
они сулят успех, обещают заветную копейку.
Чичиков быстро ориентируется в любой ситу-
ации, везде очаровывает, у некоторых даже
вызывает восхищение. Чичиков больше дру-
гих кажется нам «знакомым незнакомцем»,
ведь и сейчас жизненной философией многих
современных «предпринимателей» стал ло-
зунг: «Зацепил — поволок, сорвалось — не
спрашивай». Многие считают, если «прямой
дорогой не возьмешь», то «косой дорогой боль-
ше напрямик».
В произведениях Гоголя предстает гале-
рея «знакомых незнакомцев». Вспомним
Хлестакова из комедии «Ревизор». Разве
мы не можем утверждать, что его черты
присущи каждому человеку в той или иной
степени? «Пусть всякий отыщет частицу се-
бя в этой роли и в то же время осмотрится
вокруг, без боязни и страха, чтобы не ука-
зал кто-нибудь на него пальцем и не назвал
бы его по имени…Всякий хоть на минуту, ес-
ли не на несколько минут, делался или де-
лается Хлестаковым, но, натурально, в этом
не хочет только признаться», — писал сам
Гоголь.
Таким образом, все герои гоголевских
произведений кажутся нам «знакомыми не-
знакомцами». Это происходит потому, что
в нашей реальной жизни мы часто встреча-
емся с людьми, в которых замечаем пороки
тех или иных гоголевских персонажей. Именно
поэтому его произведения читают до сих пор.
Сейчас в нашей стране происходят большие
перемены, заново переосмысливаются чело-
веческие ценности, но идеи Гоголя-пророка
современны и сейчас. Гоголь дорог нам, ведь
он, как никто другой из его предшественни-
ков, изобразил нравственную сущность и мо-
ральные качества людей, которые, бесспор-
но, присущи нам всем и по сей день.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *