ТЕОРИЯ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА И ЕЕ КРУШЕНИЕ (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

...
Голосуйте за сочинение

Роман «Преступление и наказание» был
задуман Ф. М. Достоевским еще в период его
пребывания на каторге. Тогда он назывался
«Пьяненькие», но постепенно замысел рома-
на трансформировался в «психологический
отчет одного преступления». Сам Достоев-
ский в письме к издателю М. И. Каткову чет-
ко перескажет сюжет будущего произведе-
ния: «Молодой человек, исключенный из сту-
дентов университета и живущий в крайней
бедности …поддавшись некоторым странным
неоконченным идеям… решился разом выйти
из скверного своего положения, убив и огра-
бив одну старуху…» При этом деньги, полу-
ченные таким путем, студент хочет употре-
бить на благие цели: закончить курс в уни-
верситете, помочь матери и сестре, уехать за
границу и «потом всю жизнь быть честным,
твердым, неуклонным в исполнении гуманно-
го долга к человечеству».
В этом высказывании Достоевского хо-
чется особо подчеркнуть две фразы: «сту-
дент, живущий в крайней бедности» и «под-
давшись некоторым странным неоконченным
идеям». Именно эти две фразы являются
ключевыми для понимания причинно-след ст-
венной сути романа. Что было раньше: бедст-
венное положение героя, приведшее к болез-
ни и к болезненной теории, или теория, явив-
шаяся причиной ужасного поступка Расколь-
ников а.
Достоевский в своем романе изображает
столкновение теории с логикой жизни. По
мнению писателя, живой жизненный про-
цесс, то есть логика жизни, всегда опроверга-
ет, делает несостоятельной любую теорию —
и самую передовую, революционную, и са-
мую преступную. Значит, делать жизнь по
теории нельзя. И потому главная философ-
ская мысль романа раскрывается не в системе
логических доказательств и опровержений, а
как столкновение человека, одержимого край-
не преступной теорией, с жизненными про-
цессами, опровергающими ее.
Теория Раскольникова построена в своей
основе на неравенстве людей, на избраннос-
ти одних и унижении других. И убийство
старухи задумано как жизненная проверка
этой теории на частном примере. Такой спо-
соб изображения убийства очень ярко вы-
являет авторскую позицию: преступление,
которое совершил Раскольников, — это низ-
кое, подлое дело, даже с точки зрения само-
го Раскольникова. Но он совершил его созна-
тельно, переступив через свою человеческую
натуру, через самого себя. Своим преступле-
нием Раскольников вычеркнул себя из раз-
ряда людей, стал отверженным, изгоем. «Я не
старуху убил, я себя убил», — признался он
Соне Мармеладовой. Эта отрешенность от
людей мешает Раскольникову жить. Его че-
ловеческая натура не принимает этого. Ока-
зывается, человек не может жить без обще-
ния с людьми, даже такой гордый человек,
как Раскольников. Поэтому душевная борьба
героя становится вс.е напряженнее и отчаян-
нее, она идет по множеству направлений, и
каждое заводит его в тупик.
Раскольников по-прежнему верит в непо-
грешимость своей идеи и презирает себя за
слабость и за бездарность, и в то же время
называет себя подлецом. Он страдает из-за
невозможности общения с матерью и сестрой,
думая о них так же мучительно, как думает
об убийстве Лизаветы. И гонит сои мысли,
ведь они не дают покоя и требуют решить
вопрос, к какому разряду отнести близких
людей согласно его теории. По логике его те-
ории они должны быть отнесены к «низше-
му» разряду, и, следовательно, топор другого
Раскольникова может обрушиться на их го-
ловы, и на головы Сони, Полечки, Катерины
Ивановны. Раскольников должен, по своей
теории, отступиться от тех, за кого страдает.
Должен презирать, ненавидеть, убивать тех,
кого любит. Он не может этого пережить.
Ему невыносима мысль о том, что его те-
ория сходна с теориями Лужина и Свидри-
гайлова, он ненавидит их, но не имеет права
на эту ненависть. «Мать, сестра, как люблю
я их! Отчего теперь я их ненавижу?» Чело-
веческая натура его здесь наиболее остро
столкнулась с его нечеловеческой теорией.
Но теория победила. И поэтому Достоевский
как бы приходит на помощь человеческой на-
туре своего героя. Сразу же после этого мо-
нолога он вводит третий сон Раскольникова:
тот снова убивает старуху, а она над ним
смеется. Сон, в котором автор выносит пре-
ступление Раскольникова на суд народный.
Эта сцена обнажает весь ужас деяния Рас-
кольникова.
Достоевский не показывает окончатель-
ного нравственного воскрешения своего ге-
роя, потому что его роман не о том. Писатель
хотел показать, какую власть над человеком
может иметь идея и какой страшной, пре-
ступной может быть эта идея. Идея героя о
праве сильного на преступление оказалась
абсурдной. Жизнь победила теорию.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *