ТЕМА ВОЙНЫ В ЛИРИКЕ А. Т. ТВАРДОВСКОГО

...
Голосуйте за сочинение

Чувство обязательства живых перед павшими, невозможности забвения всего происшедшего — основные мотивы военной лирики А. Твардовского. «Я жив, я пришел с войны живой и здоровый. Но сколько я недосчитываюсь… сколько людей успели меня прочитать и, может быть, полюбить, а их нет в живых. Это была часть ме­ня», — писал поэт.

«Я убит подо Ржевом» — стихотворение, написанное от первого лица. Эта форма показалась Твардовскому наиболее соответствую­щей идее стихотворения — единства живых и павших. Погибший солдат видит себя лишь «частицей народного целого», и его волну­ет, как и всех, чьи «очи померкли», все, что свершилось потом, по­сле него. Робкая надежда на то, что «исполнится слово клятвы свя­той», вырастает в прочную веру: наконец-то попрана «крепость вражьей земли*, настал долгожданный День Победы.

Он был от плеча до плеча награжден, Но есть ли такая награда, Что выслужил, выходил, выстрадал он? — Пожалуй, что нет. И не надо!

Простой факт, переданный поэту старым знакомым о боях на

улицах Полтавы, послужил Твардовскому материалом для созда­ния маленькой новеллы «Рассказ танкиста». Поэт не просто пере­сказал услышанное от майора Архипова, но и ощутил себя участ­ником описываемого события и взял на себя часть вины лирическо­го героя за то, что забыл спросить имя мальчика.

Стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…» — лаконичное и пронзительное. Оно построено как лирический монолог, где настро­ение колеблется между двумя чувствами: с одной стороны, автор убеждает себя в своей полной невиновности перед павшими на по­лях Великой Отечественной войны, с другой же — в последней строке пробивается то покаянное ощущение своей вины, которое свойственно всем совестливым людям. Троекратный повтор части­цы «все же», выражающий сомнение, выводит на поверхность да­леко скрытое чувство не утихающей со временем боли. «Я» — жи­вой и «другие» — мертвые — вот основной конфликт стихотворе­ния, так и не разрешенный в финале. Многоточие означает еще и то, что внутренний монолог не прекращен, что еще не раз лириче­ский герой будет сам с собой вести этот мучительный разговор. Стихотворение отличает лексическая простота, отсутствие каких-либо изобразительных эффектов.

Поэма «Василий Теркин» в жанровом отношении — свободное повествование-хроника («Книга про бойца, без начала, без кон­ца…»), которое охватывает всю историю войны — от трагического отступления до Победы. Главы поэмы связаны с различными собы­тиями войны: «На привале», «Перед боем», «Переправа», «Гар­монь», «В наступлении», «На Днепре*.

В основе поэмы — образ главного героя — рядового Василия

 

Теркина. Реального прототипа у него нет. Это собирательный об­раз, соединяющий в себе типичные черты духовного облика и ха­рактера обыкновенного русского солдата.

Теркин — кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой. Он обыкновенный.

Впрочем, парень хоть куда, Парень в этом роде В каждой роте есть всегда, Да к в каждом взводе.

Образ Теркина имеет фольклорные корни, это «богатырь, са­жень в плечах», «весельчак», «человек бывалый». За иллюзией простоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и чувство сыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг в любой момент.

Подвиг солдата на войне показан Твардовским как каждоднев­ный и тяжкий ратный труд и бой, и переход на новые позиции, и ночлег в окопе или прямо на земле, «заслонясь от смерти черной только собственной спиной.,.». А герой, совершающий этот под­виг, — обыкновенный, простой солдат:

Человек простой закваски, Что в бою не чужд опаски… То серьезный, то потешный, …Он идет — святой и грешный…

В образе Теркина Твардовский изображает лучшие черты рус­ского характера — смелость, упорство, находчивость, оптимизм и огромную преданность своей родной земле.

Мать-земля родная наша, В дни беды и в дни побед Нет тебя светлей и краше, И желанней сердцу нет…

Именно в защите Родины, жизни на земле заключается справед­ливость народной Отечественной войны: «Бой идет святой и пра­вый, смертный бой не ради славы — ради жизни на земле*.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *