ТЕМА ТРУДА В РОМАНЕ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО «ЧТО ДЕЛАТЬ?»

загрузка...

Голосуйте за сочинение

Камнем преткновения для многих читате-
лей романа «Что делать?» являются сны Ве<- ры Павловны. Их трудно бывает понять, осо- бенно в тех случаях, когда из цензурных со- ображений Чернышевский высказал свои идеи в слишком аллегорической форме. Но один из образов, представленных во вто- ром сне Веры Павловны, не вызывает сомнений в том, для чего он создан автором. Это — «ре- альная грязь». Что же имеет в виду Черны- шевский, употребляя этот термин? Сначала он сам вадает вопрос: «Почему из одной грязи родится пшеница такая бе- лая, чистая и нежная, а из другой грязи не родится?». Вместе со своей героиней автор замечает: там, где'вода не имеет стока, обра- зуется гниль, в которой не может расти пше- ница. Эта гниль — «фантастическая грязь», которая образуется, когда отсутствует дви- жение. А движение, по Чернышевскому, «есть реальность», главный элемент которой — труд. Та среда в человеческом обществе, где в чести труд, порождает достойных людей, несмотря даже на грубость этой среды. До- статочно вспомнить семью Верочки Розаль- ской, чтобы в этом убедиться. Трудовая сре- да не убивает в человеке здорового начала — эту мысль подчеркивает Чернышевский, она составляет основу не только второго сна Ве- ры Павловны, но и всего романа. Конечно, и в «фантастической грязи», то есть в среде праздной, могут родиться «здоро- вые колосья». Примером тому является Рах- метов. Но люди, способные трудиться, явля- ются в этой среде исключением. Все «новые люди» — Вера Павловна, Кир- санов, Лопухов — вышли именно из трудовой среды, труд для них является потребностью. Собственно, именно в этом смысле они и на- званы новыми людьми — по сравнению, на-- пример, с прежними героями русской литера- туры,, такими, как Онегин или Печорин. Казалось бы, их труд подчиняется только требованиям целесообразности. Вера Павлов- на говорит: «Я завела мастерскую затем, что- бы эти прибыльные деньги шли в руки тем са- мым швеям, за работу которых получены». Но в то же время она «с первых же дней ста- ла приносить книги. Сделав свои распоряже- ния, она принималась читать вслух...». Таким образом, становится ясно, что труд для героев не только способ получения при- были, пусть даже наиболее справедливый,, но, главное, возможность сеять «разумное, доб- рое, вечное». Есть и еще одна особенность отношения к труду, присущая «новым людям», Это стрем- ление к тому, чтобы труд был творческим. Вера Павловна стремится к этому постоянно. Как только она чувствует, что «переросла» свои мастерские, что там можно обойтись и без нее, она находит новое, поприще: стано- вится врачом. И Кирсанов, ее муж, охотно помогает ей в этом, потому что ему самому понятна потребность не просто труда, но труда творческого. В романе «Что делать?» показаны «новые люди» и новый тип человеческих отношений. Он распространяется на все сферы жизни: профессиональную,. семейную, дружескую. Суть этого нового типа со всей полнотой про- является в том повседневном творческом тру- де, которым постоянно заняты герои романа.

Похожие сочинения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *