ТЕМА РОДИНЫ И ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА

загрузка...
Голосуйте за сочинение

Тема родины — одна из главных тем
в творчестве С. Есенина. Этого поэта приня-
то связывать прежде всего с деревней, с род-
ной для него Рязанщиной. Но из рязанской
деревни Константиново поэт уехал совсем
молодым, жил потом и в Москве, и в Петер-
бурге, и за границей, в родную деревню при-
езжал время от времени как гость. Именно
разлука с родной землей придала его стихам
о ней ту теплоту воспоминаний, которая их
отличает.
В самих описаниях природы у поэта есть
та мера отстраненности, которая позволяет
эту красоту острее увидеть, почувствовать.
Уже в ранних стихах С. Есенина звучат при-
знания в любви к России. Так, одно из наи-
более известных его произведений — «Гой
ты, Русь моя родная…».
С самого начала Русь здесь предстает как
нечто святое, ключевой образ стихотворе-
ния — сравнение крестьянских хат с икона-
ми, образами в ризах, и за этим сравнени-
ем — целая философия, система ценностей.
Мир деревни — это как бы храм с его гармо-
нией земли и неба, человека и природы. Мир
Руси для С. Есенина — это и мир убогих,
бедных, горьких крестьянских домов, край
заброшенный, «деревня в ухабинах», где ра-
дость коротка, а печаль бесконечна: «Груст-
ная песня, ты — русская боль». Особенно это
чувство усиливается в стихах поэта после
1914 года — начала войны: деревня кажется
ему невестой, покинутой милым и ожидаю-
щей от него вестей с поля боя.
Для поэта родная деревня в России — это
нечто единое, родина для него, особенно в
раннем творчестве, — это прежде всего род-
ной край, родное село, то, что позднее, уже
на исходе XX века, литературные критики
определили как понятие «малой родины».
С присущей Есенину-лирику склонностью
одушевлять все живое, все окружающее его,
он и к России обращается как к близкому
ему человеку: «Ой ты, Русь моя родина крот-
кая, лишь к тебе я любовь берегу».
Порой стихи поэта обретают ноту щемя-
щей грусти, в них возникает чувство непри-
каянности, лирический герой их — странник,
покинувший родную хижину, всеми отвер-
женный и забытый. И единственное, что ос-
тается неизменным, что сохраняет вечную
ценность, — это природа и Россия:
Л месяц будет плыть и плыть,
Роняя весла по озерам…
И Русь все также будет жить,
Плясать и плакать у забора.
С. Есенин жил в переломную эпоху, насы-
щенную драматическими и даже трагически-
ми событиями. На памяти его поколения —
война, революция, снова война — теперь уже
Гражданская. Переломный для России год —
1917 — поэт встретил, как и многие худож-
ники его круга, с надеждами на обновление,
на счастливый поворот в крестьянской доле.
Поэты круга С. Есенина того времени — это
Н. Клюев, П. Орешин, С. Клычков. Надеж-
ды эти выражены в словах Н. Клюева —
близкого друга и поэтического наставника
С. Есенина:
Мужицкая ныне земля,
И церковь не наймит казенный.
В есенинской поэзии в 1917 году появля-
ется новое ощущение России:
Уж смыла, стерла деготь
Воспрянувшая Русь.
Чувства и настроения поэта этого време-
ни очень сложны и противоречивы — это
и надежды, и ожидание светлого и нового,
но это и тревога за судьбу родного края, фи-
лософские раздумья на вечные темы. Одна
из них — тема столкновения природы и че-
ловеческого разума, вторгающегося в нее и
разрушающего ее гармонию, — звучит в сти-
хотворении С.Есенина «Сорокоуст». В нем
центральным становится обретающее глубо-
ко символический смысл состязание между
жеребенком и поездом. При этом жеребенок
как бы воплощает в себе всю красоту приро-
ды, ее трогательную беззащитность. Паро-
воз же обретает черты зловещего чудовища.
В есенинском «Сорокоусте» вечная тема про-
тивостояния природы и разума, техническо-
го прогресса сливается с размышлениями о
судьбе России.
В послереволюционной поэзии С. Есе- •
нина тема родины связана с нелегкими дума-
ми о месте поэта в новой жизни, он болезнен-
но переживает отчуждение от родного края,
ему трудно найти общий язык с новым поко-
лением, для которого календарный Ленин на
стене заменяет икону, а «пузатый» «Капи-
тал» — Библию. Особенно горько поэту со-
знавать то, что новое поколение поет новые
песни: «Поют агитки Бедного Демьяна». Это
тем более грустно, что С. Есенин справедли-
во замечает: «Я поэт! И не чета каким-то там
Демьянам».
Поэтому так горестно звучат его строки:
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
Но даже желание слиться с новой жиз-
нью не заставляет С. Есенина отказаться от
своего призвания российского поэта; он пи-
шет: «Отдам всю душу октябрю и маю,
но только лиры милой не отдам». И поэтому
таким глубоким пафосом наполнено его при-
знание:
Л буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть Земли
С названьем кратким «Русъ».
Сегодня нам, живущим в России, трудно
до конца понять смысл этих строк, а ведь на-
писаны они были в 1924 году, когда само на-
звание — Русь — было едва ли не запрет-
ным, а гражданам полагалось жить в «Ресе-
фесере».
С темой родины у С. Есенина связано по-
нимание своей поэтической миссии, своей
позиции «последнего певца деревни», храни-
теля ее заветов, ее памяти. Одним из про-
граммных, важным для понимания темы ро-
дины, у поэта стало стихотворение «Спит
ковыль»:
Спит, ковыль.
Равнина дорогая
И свинцовой свежести полынь!
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси —
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя,
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.
Но и все же новью той -теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть.
Стихотворение это датировано 1925 годом,
относится к зрелой лирике поэта. В нем вы-
ражены сокровенные мысли автора. В строке
«радуясь, свирепствуя и мучась» — трудный
исторический опыт, который выпал на долю
есенинского поколения. Стихотворение по-
строено на традиционно поэтических обра-
зах: ковыль как часть русского пейзажа и
одновременно символ тоски, полынь с ее бо-
гатой символикой и журавлиный крик как
знак разлуки. Традиционному пейзажу, в
котором олицетворением поэзии является не
менее традиционный «свет луны», противо-
стоит «новый свет», скорее абстрактный, не-
живой, лишенный поэзии. И в противопо-
ложность ему звучит признание лирическо-
го героя есенинского стихотворения в привер-
женности вековому деревенскому укладу.
Особенно значим у поэта эпитет «золотой»:
Все равно останусь я поэтом
Золотой бревенчатой избы,
Он один из наиболее часто встречающих-
ся в лирике С. Есенина, но обычно связан с
цветовым понятием: золотой — то есть жел-
тый, но непременно и с оттенком высшей
ценности: «роща золотая», «золотою лягуш-
кой луна». В этом стихотворении значение
ценности преобладает: золотой не только
цвет избы, сколько символ ее непреходя-
щей ценности, символ уклада деревенской
жизни с присущей ей красотой, гармонией.
Деревенская изба — это целый мир, ее раз-
рушение не искупается для поэта никакой
заманчивой новью. Финал стихотворения
звучит несколько риторически, но в общем
контексте поэзии С. Есенина он восприни-
мается как глубокое и искреннее признание
автора.
Таким образом, тема родины в поэзии
С. Есенина развивается от безотчетной, поч-
ти по-детски естественной привязанности к
родному краю к осознанной, выдержавшей
испытания трудным временем перемен и пе-
реломов авторской позиции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *