ТЕМА РОДИНЫ И НАРОДА В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» (вариант 2)

загрузка...
Голосуйте за сочинение

Работу над поэмой «Мертвые души»
Н. В. Гоголь начал в 1835 году. Сюжет был
подсказан Пушкиным. Первоначальное же-
лание Гоголя «…показать хотя бы с одного бо-
ку всю Русь» постепенно перерастает в за-
мысел «сочинения полного», «где было бы уже
не одно то, над чем следует смеяться». Позд-
нее, уже после публикации поэмы, Гоголь на-
пишет: «Бывает время, когда нельзя устремить
общество или даже все поколение к прекрасно-
му, пока не покажешь всю глубину его настоя-
щей мерзости». По словам Герцена, «Мертвые
души» потрясли всю Россию».
В «Мертвых душах» дана широкая и прав-
дивая картина русской жизни 20—30-х годов
прошлого века. Губернский город,, где безраз-
дельно властвует губернатор, чиновники и
купцы, помещичьи усадьбы, куда наведывал-
ся Чичиков в поисках «мертвых душ», крепо-
стная деревня, столица с ее министрами и ге-
нералами — таков социальный фон поэмы.
Всем своим содержанием поэма отрицала
безобразный, подлый мир «мертвых душ» —
жадных стяжателей, рабовладельцев и цар-
ских чиновников. Гоголь, как в зеркале, от-
разил всю омерзительную сущность дворян-
ско-бюрократического строя с его дикими
полицейскими порядками, моралью крепост-
ников и помещичьим произволом.
Миру «мертвых душ» противостоит в по-
эме лирический образ народной России, о ко-
торой Гоголь пишет с любовью и восхищени-
ем. Как только он переходит от помещиков
и чиновников, от болтунов и оскотинившихся
скопидомов к людям из народа, к образам
и темам народной жизни, к мечте о будущем
России — резко меняется сам тон авторской
речи. В ней появляются и грустные разду-
мья, и мягкая шутка, и, наконец, неподдель-
ное лирическое воодушевление.
В поэме «Мертвые души» Гоголь высту-
пил как патриот, в котором жила неотрази-
мая вера в будущее, где не будет никаких
маниловых и ноздревых, собакевичей и Чи-
чиковых. Писатель выразил глубокую на-
дежду в том, что Россия поднимется к вели-
чию и славе.
Тема народа проходит через все главы
поэмы, в’ которых писатель срывает маски с
представителей паразитического дворянско-
го класса. Трагическая судьба закрепощен-
ного народа особенно сильно чувствуется в
образах крепостных людей. Н. В. Гоголь го-
ворит о том отупении и одичании, которое
несет рабство человеку. В этом свете и надо
рассматривать образы дяди Митяя, девчонки
Пелагеи, не умевшей отличать, где право, где
лево, плюшкинских Прошки и Маври, заби-
тых до крайней степени. Социальная подав-
ленность и приниженность оставили свой от-
печаток на Селифане и Петрушке. Послед-
ний даже имел благородное побуждение к
чтению книг, но его больше привлекало не то, о
чем читал он, а процесс самого чтения, что вот-
де из букв «вечно выходит какое-нибудь слово,
которое иной раз черт знает что значит».
За страшным миром помещичьей России
Гоголь чувствовал живую душу народа. В по-
эме с подъемом и восхищением говорится о
его удали, смелости, о любви к свободной жиз-
ни. В этом отношении глубокий смысл имеют
вложенные в уста Чичикова рассуждения
о крепостных и беглых крестьянах в седьмой
главе поэмы.
Образ Родины Гоголь изобразил реально,
но с гневом. Крепостное право тормозило раз-
витие России. Запущенные деревни, унылый
быт, крепостное право не увеличивали досто-
инства России, не возвеличивали ее, а тянули
в прошлое. Гоголь в мечтах видел Россию
другой. Образ птицы-тройки — это символ
могущества его Родины. Ей принадлежит гла-
венствующая роль в мировом развитии.
«Мертвые души» — это энциклопедия
жизни крепостной Руси. Белинский писал:
«Гоголь первый взглянул смело на русскую
действительность». Что же несут эти дворя-
не-хозяева жизни? Ничего! О них не пожале-
ет Россия. Если бы у нас не было таких лю-
дей — выдающихся мастеров слова, как Гри-
боедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, то что
бы мы знали о жизни русского народа в
XIX веке. Их гражданский подвиг состоял в
том, что они, любя Россию, не побоялись по-
казать «темные стороны» русского общества.
Поэма звучит оптимистически. Вера в
свой народ, в его грандиозные силы, вера в
Россию с ее неповторимостью и самобытнос-
тью питали все творчество Гоголя. Вслед за
великим поэтом Гоголь может смело сказать:
«Я Родину люблю!»
Сейчас в нашей, стране идут большие пе-
ремены, заново переосмысливаются челове-
ческие ценности, но идеи Гоголя-пророка со-
временны и сейчас. Чернышевский писал:
«Давно уже в мире не было писателя, кото-
рый был бы так важен для своего народа, как
Гоголь важен для России». Высоко поэму
оценил Герцен. В произведении видна пре-
красная душа автора, его бесконечная тоска
по идеалу, грустная прелесть воспоминаний
о прошедшей жизни, ощущение величия
России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *