ТЕМА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ «ШИНЕЛЬ» (вариант 2)

...
Голосуйте за сочинение

Повесть Гоголя «Шинель» принадлежит к
циклу произведений под названием «Петер-
бургские повести». Этот цикл является но-
вым шагом в развитии русского реализма.
Продолжая тему «маленького человека», под-
нятую Пушкиным в «Станционном смотрите-
ле», Гоголь описывает трагическую судьбу
бедных, забитых людей. Вместе с тем в их
жизни он находит много поэтического.
Повести петербургского цикла пронизаны
гуманизмом, живым сочувствием писателя к
маленьким обиженным людям. Судьба каж-
дого из них — это или смешная, хотя и неве-
селая, комедия, или тяжелая драма. Смех
и горькие слезы так слиты в повестях, что
у читателя создается волнующее впечатле-
ние трагизма жизни «маленького человека»,
задавленного бюрократическим строем кре-
постнического государства.
Повесть «Шинель» — самое значительное
произведение петербургского цикла. Сюжет
повести возник из канцелярского, анекдота
о чиновнике, который утерял на охоте ру-
жье, приобретенное неутомимыми трудами и
лишениями.
Гоголь повествует о судьбе Акакия Ака-
киевича Башмачкина — маленького чиновни-
ка одного из петербургских департаментов.
Вся жизнь Акакия Акакиевича — предмет
постоянных унижений и насмешек. Необхо-
димость тянуть бессмысленную канцеляр-
скую лямку лишила его возможности разви-
тия, он не знал никаких привязанностей и
развлечений, а придя со службы домой, ду-
мал лишь о том, что «Бог пошлет перепи-
сывать завтра». Даже внешность его в изо-
бражении Гоголя какая-то незначительная,
незаметная: ‘«низенького роста, несколько
рябоват, несколько рыжеват, несколько даже
на вид подслеповат, с небольшой лысиной на
лбу, с морщинами по обеим сторонам щек».
В департаменте, где он трудится, на него
смотрят как на пустое место: «как будто бы
через приемную пролетела простая муха».
Он робко сносит все оскорбления и насмеш-
ки сослуживцев, потому что и сам чувствует
себя смешным и недостойным уважения.
Акакий Акакиевич обречен на переписыва-
ние скучных бумаг, ведь больше он ничего не
умеет. На службу он ходит изо дня в день
в одной и той же старой шинели, настолько
старой и потрепанной, что ее нельзя уже по-
чинить. С этой шинели в жизни Башмачки-
на и начинаются сплошные неприятности.
Портной посоветовал Акакию Акакиевичу
сшить новую шинель, но на нее нужны день-
ги. В безрадостной жизни героя появляется
цель — собрать деньги на покупку новой ши-
нели. Башмачкин начинает экономить. Он не
пьет по вечерам чай, не зажигает свечи, да-
же походка его меняется: теперь он ходит
«почти на цыпочках», чтобы «не истереть
подметок» раньше времени, почти перестает
стирать белье, реже отдает его прачке. Го-
голь не осуждает своего героя за это, наобо-
рот, он его жалеет. «Сначала ему было не-
сколько трудно привыкать к таким ограниче-
ниям, но потом как-то привыклось и пошло
на лад; даже он совершенно приучился голо-
дать по вечерам; но зато он питался духовно,
нося в мыслях свою вечную идею будущей
шинели».
Однако изображенный Гоголем Акакий
Акакиевич в нравственном отношении вовсе
не ничтожное существо. Его человечность
проявляется в доброжелательном располо-
жении к людям, в трудолюбии, в сознании
служебного долга. Не он повинен в том, что
труд его бесплодный, а бюрократическая ма-
шина того времени. Гоголь не смеется над
своим героем, а вызывает к нему сострадание
как к обездоленному и униженному челове-
ку. В этом смысл образа молодого человека,
проникнувшегося жалостью к Башмачкину:
«И долго потом, среди самых веселых минут,
представлялся ему низенький чиновник с
лысинкой на лбу, с своими проникающими
словами: «Оставьте меня, зачем вы меня оби-
жаете?» — и в этих проникающих словах
звенели другие слова: «Я брат твой»».
Шинель сшита. С этой минуты в повести
переплетаются фантастика и реальность, вы-
мысел и действительность, а в жизни Баш-
мачкина наступает трагический момент. Воз-
вращаясь ночью домой, Акакий Акакиевич
подвергся нападению грабителей, которые
сняли с него шинель. «На другой день он
явился весь бледный и в старом капоте сво-
ем, который сделался еще плачевнее». Баш-
мачкин в поисках правды ходит по всем
инстанциям: в полицию, к «значительному ли-
цу», но никому нет дела до трагедии одиноко-
го «маленького человека». Горе героя так ве-
лико, что он умирает. Но на службе даже не
заметили этого. «Исчезло и скрылось сущест-
во, никем не защищенное, никому не дорогое,
ни для кого не интересное… но для которого
все же таки, хотя перед самым концом жизни,
мелькнул светлый гость в виде шинели, ожи-
вивший на миг бедную жизнь».
Зато в жизни городка со смертью Баш-
мачкина началось твориться неладное: ночью
на улицах появляется призрак, который сни-
мает с жителей шинели. Однажды этот при-
зрак сорвал шинель с «значительного лица»,
напугав его тем самым так, что тот «даже
стал опасаться насчет какого-нибудь болез-
ненного припадка». После этого случая «зна-
чительное лицо» стало лучше относиться к
людям.
В «Шинели» Гоголя показаны отрица-
тельные черты крепостнического режима,
бюрократическая волокита того времени, где
нет места обыкновенному человеку. Гоголь
создал жанр русской социальной повести,
с характерным для нее изображением обще-
ственных контрастов. Автор подчеркнул и
заострил существенные черты жизни в са-
мом обыкновенном. Белинский объявил Гого-
ля самым ярким представителем реалисти-
ческого направления в русской литературе,
которое не выдумывает жизни, не идеали-
зирует ее, а воспроизводит такой, какова
она есть.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *