СВОЕОБРАЗИЕ АВТОРСКОГО ПОДХОДА К ИЗОБРАЖЕНИЮ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ В ПОВЕСТИ Н. С. ЛЕСКОВА «ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК»

...
Голосуйте за сочинение

Творчество Н. С. Лескова трудно сопоста-
вить с произведениями русских писателей
XIX века, — и это не потому, что его талант
не так велик, как у признанных классиков
литературы, а в силу того, что Лесков смот-
рел на жизнь под другим углом, пытался
уловить в ней что-то свое, иное, нежели его
предшественники и современники. По словам
Л.А.Анненского, он смотрел на.жизнь с ка-
кого-то другого уровня, чем Толстой или До-
стоевский, снизу или изнутри, а вернее — из
«нутра». Он знает о душе народа что-то та-
кое, чего не знают небожители духа, и это
знание мешает ему выстроить законченный
и совершенный национальный эпос. Своеоб-
разие творческого подхода писателя состоит
в том, что он не пытается заковать образ в
рамки той или иной традиции, он смотрит на
жизнь гораздо шире.
Пожалуй, самым ярким примером писа-
тельского видения мира выступает его по-
весть «Очарованный странник». Судьба его
главного героя — Ивана Северьяныча Фля-
гина — поистине необычна и исключительна.
Рожденный по молитвам родителей, был
«предназначен» для монастыря. На протяже-
нии всей жизни он помнит об этом, во всем
видя божественный промысел, и, действи-
тельно, в конце повести читатель видит его
монахом. Такое жизнеописание роднит по-
весть с житийной литературой. Но герой
произведения — вовсе не святой, и хотя
с ним происходят настоящие чудеса, а сам он
ощущает в себе пророческий дар, он так же
подвержен греху, как и все люди: по вине
Флягина погибает монах, он убивает татар-
ского князя и сталкивает в воду горячо лю-
бимую им Грушеньку. В монастырь он попа-
дает потому, что ему «деться было некуда»,
и это — не последнее место его скитаний.
Помимо борьбы с «бесовскими искушения-
ми», которые Лесков зачастую изображает
в комическом ключе, Иван Северьяныч жаж-
дет сразиться с врагами отчизны и «поме-
реть за народ».
Пестрота жизни, непредсказуемость по-
ступков героя, крутые повороты сюжета,
форма путешествия подводят лесковскую
повесть к авантюрному роману. Чем только
не пришлось заниматься Флягину в жизни!
Сначала он — простой крепостной, форейтор
графа К. Потом :— нянька в барском доме, за-
тем — пленник в татарской степи, помощник
князя, отбирающий ему лошадей для покуп-
ки, солдат, актер в балагане, послушник в
монастыре.
Иван Северьяныч близок и к сказочному
герою, которому не страшны никакие пре-
пятствия. На русского Иванушку из сказки
он похож не только своим именем. Граф, ко-
торый обязан Флягину жизнью, предлагает
ему любое вознаграждение за его смелый
поступок, но Ивану ничего не нужно, раз-
ве .что «гармонию». «Ну, ты взаправду ду-
рак», — смеется барин и покупает ему то,
что он просит. Флягин, при своей наивнос-
ти и простоте, всегда «выходит сухим из
воды», он неуязвим для самой смерти и го-
ворит о себе, что он «всю жизнь погибал,
но никак не мог погибнуть»: на краю пропа-
сти он останавливает лошадей, спасается
от пуль горцев, одерживает верх в смер-
тельном поединке с татарином. Лесков
сравнивает своего героя и с былинным бо-
гатырем.
Многочисленные приключения героя по-
рой представляются чересчур экзотически-
ми: история с цыганкой Грушей, татарский
плен — все это сближает лесковское повест-
вование с романтической традицией. Но
Флягин в своей жизни всегда руководствует-
ся иными соображениями, нежели романти-
ческий герой. Причины бегства в дикую ази-
атскую степь объясняются не стремлением
уйти от опостылевшего мира, а чисто проза-
ически: скрыться от ареста за убийство тата-
рина. Любовь к Груше также мотивируется
чисто внешними обстоятельствами: Флягин
посещает «магнетизера», и под его «магнети-
ческим» воздействием в его сердце загорает-
ся страсть к цыганке.
Эта неоднозначность и сложность натуры
героя проявляется и в том, что при всех сво-
их заблуждениях, промахах и пороках, за
которые он и сам себя готов зачислить в
«большие грешники», Флягин поступает по
совести и всегда честен перед самим собой.
Рассказывает он о своей судьбе «с полной от-
кровенностью». Жизнь преподносит ему не-
легкие испытания и искушения, но внутрен-
нее чутье, твердость духа, чувство собствен-
ного достоинства никогда не позволяют ему
забывать о совести.. «Я себя не продавал ни
за большие деньги, ни за малые, и не про-
дам», — говорит он.
В таком глубоком подходе к человеку, его
изображении не «с необъятной высоты», как
сказал Анненский, а именно «из нутра» и
есть великое открытие Лескова.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *