СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»

...
Голосуйте за сочинение

На протяжении всего творчества М. Горь-
кого интересовал человек, личность, загадки
его внутреннего мира. Человеческие мы&ли
и чувства, надежды и мечты, сила и сла-
бость — все это находит отражение на стра-
ницах пьесы М. Горького «На дне». Ее персо-
нажи — люди начала XX века, эпохи круше-
ния старого мира и начала новой жизни.
Но они отличаются от остальных тем, что об-
щество отвергло их. Это изгои, люди «дна».
Страшно и неприглядно место, где живут Са-
тин, Актер, Бубнов, Васька Пепел и другие:
«Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тя-
желые каменные своды, закопченные, с обва-
лившейся штукатуркой». Почему обитатели
ночлежки оказались на «дне» жизни, что при-
вело их сюда?
Актера погубило пристрастие к алкоголю:
«Раньше, когда мой организм не был отрав-
лен алкоголем, у меня, старик, была хорошая
память… А теперь вот… кончено, брат! Все
кончено для меня!» Васька Пепел был вы-
ходцем из «воровской династии» и ему ниче-
го не оставалось, как продолжить дело отца:
«Мой путь —обозначен мне! Родитель всю
жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал…
Я когда маленький был, так уже в ту пору
меня звали вор, воров сын…». Бубнов, быв-
ший скорняк, оставил мастерскую из-за из-
мены жены и страха перед ее любовником:
«…только мастерская-то на жену была… и ос-
тался я — как видишь!» Барон, разорившись,
пошел служить в «казенную палату», где со-
вершил растрату. Сатин, одна из самых ко-
лоритных фигур ночлежки, в прошлом теле-
графист. Он попал в тюрьму за убийство че-
ловека, оскорбившего его сестру.
Почти все обитатели «дна» склонны винить
не себя, а внешние жизненные обстоятельства
в том, что они оказались в бедственном поло-
жении. Я думаю, что если бы эти обстоятель-
ства сложились как-то иначе, ночлежников
все равно постигла бы та же участь. Это под-
тверждает фраза, сказанная Бубновым: «Хоть,
по правде говоря, пропил бы я мастерскую…
Запой у меня, видишь ли…» По-видимому, ка-
тализатором падения этих людей послужило
отсутствие какого-то нравственного стержня,
без которого нет и не может быть личности.
В качестве примера можно привести слова Ак-
тера: «Пропил я душу, старик… я, брат, погиб…
А почему — погиб? Веры у меня не было…
Кончен я…»
Первое же серьезное испытание у каждо-
го закончилось крахом всей его жизни.
А между тем, Барон мог бы поправить свои
дела не путем кражи казенных средств, а
вкладывая имеющиеся у него деньги в выгод-
ные дела; Сатин, мог проучить обидчика сес-
тры другим способом; а для Васьки Пепла
неужели мало нашлось бы мест на земле, где
никто ничего не знает ни о его прошлом,
ни о нем самом? И так можно сказать о мно-
гих обитателях «дна». Да, у них нет будуще-
го, однако в прошлом был шанс не попасть
сюда, но они им не воспользовались.
Теперь им остается только жить иллюзи-
ями и несбыточными надеждами. Актер,
Бубнов и Барон живут воспоминаниями о не-
возвратном прошлом, проститутка Настя те-
шится мечтами о великой настоящей люб-
ви. И вместе с тем, люди, один другого
униженнее, отвергнутые обществом, ведут
нескончаемые споры. Споры не столько о
хлебе насущном, хотя и живут впроголодь,
сколько о духовных и нравственных про-
блемах- Их интересуют такие вопросы, как
правда, свобода, труд, равенство, счастье,
любовь, талант, закон, гордость, честность,
совесть, сострадание, терпение, жалость, по-
кой, смерть.,. Все это их волнует в связи
с еще более важной проблемой: что такое че-
ловек, для чего он явился на землю, в чем
подлинный смысл его бытия? Бубнова, Сати-
на, Луку вообще можно назвать философами
ночлежки.
Все герои пьесы, за исключением, пожа-
луй, Бубнова, отвергают «ночлежный» образ
жизни, надеются на поворот судьбы, кото-
рый вынесет их со «дна» на поверхность.
Так, слесарь Клещ говорит: «Я —рабочий
человек… я с малых лет работаю… Ты дума-
ешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу, кожу
сдеру, а вылезу… Вот, погоди… умрет жена…»
Хронический пьяница Актер надеется на чу-
додейственную лечебницу с мраморными по-
лами, которая вернет ему силу, здоровье, па-
мять, талант и аплодисменты зрителей. Не-
счастная страдалица Анна мечтает о покое
и блаженстве в загробной жизни, где нако-
нец-то ей воздастся за ее терпение и муки.
Отчаянный Васька Пепел убивает хозяина
ночлежки Костылева, видя в нем воплоще-
ние жизненного зла. Его мечта —уехать в
Сибирь и начать там новую жизнь вместе
с любимой девушкой. Все эти иллюзии под-
держивает странник Лука. Лука владеет ма-
стерством проповедника и утешителя. Горь-
кий изображает его как врача, считающего
всех людей неизлечимо больными и видяще-
го свое призвание в том, чтобы скрыть это от
них и смягчить их боль. Но жизнь на каждом
шагу опровергает позицию Луки. Больная
Анна, которой Лука обещает божеское возда-
яние на небесах, говорит: «Ну… еще немнож-
ко… пожить бы… немножко! Коли там муки
не будет… здесь можно потерпеть… можно!»
Актер, поверив сначала в свое излечение от
алкоголизма, в конце пьесы сводит счеты с
жизнью. Истинную цену утешениям Луки
определяет Васька Пепел: «Ты, брат, моло-
дец! Врешь ты хорошо… сказки говоришь
приятно! Ври, ничего… мало, брат, приятного
на свете!»
Лука полон искренней жалости к людям,
но он не в силах что-либо изменить, помочь
обитателям ночлежки зажить иной жизнью.
Сатин в своем знаменитом монологе отверга-
ет подобное отношение как унизительное,
подразумевающее какую-то убогость и несо-
стоятельность тех, на кого эта жалость на-
правлена: «Надо уважать человека! Не жа-
леть… не унижать его жалостью, уважать на-
до!» Я думаю, что в этих словах выражается
позиция самого писателя: «Человек!.. Это
звучит… гордо!»
Какова же дальнейшая судьба обитателей
ночлежки? Ее нетрудно представить. Вот,
скажем, Клещ. В начале пьесы он еще пыта-
ется выбраться со «дна» и зажить нормаль-
ной жизнью. Ему кажется, что «вот умрет
жена», и все волшебным образом изменится
к лучшему. Но после смерти Анны Клещ, ос-
тавшийся без денег и инструментов, вместе
с другими мрачно поет: «Я и так не убегу».
И действительно, не убежит, как и все ос-
тальные обитатели ночлежки. Каковы же пу-
ти спасения людей «дна» и существуют ли
они вообще? По моему мнению, реальный вы-
ход из положения намечается в речи Сатина
о правде. Люди смогут подняться со «дна»
лишь тогда, когда научатся уважать себя, об-
ретут чувство собственного достоинства, ста-
нут достойными звания Человека. Человек
для Горького — это почетное имя, звание, ко-
торое нужно заслужить.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *