СУДЬБА РОССИИ В ПОЭЗИИ АННЫ АХМАТОВОЙ

...
Голосуйте за сочинение

Лирическая героиня Анны Ахматовой яр-
кая и самобытная. Наряду с наиболее широ-
ко известными ее стихотворениями о любви
поэзия Ахматовой включает в себя целый
стихотворный пласт, содержащий патриоти-
ческую тематику.
В сборнике «Белая стая» (1917 г.), подво-
дящем итог раннему творчеству поэтессы,
впервые лирическая героиня Анны Ахмато-
вой освобождается от постоянного любовного
переживания. В нем появляются библейские
мотивы, осмысливаются понятия свободы и
смерти. И уже здесь мы находим первые сти-
хи Ахматовой на тему патриотизма. В сборни-
ке появляются также первые стихи истори-
ческого содержания.
Тема Родины все больше заявляла о себе
в ее поэзии. Эта тема помогла Анне Ахмато-
вой в годы первой мировой войны занять по-
зицию, отличавшуюся от официальной точки
зрения. Она выступает как страстная про-
тивница войны:
Можжевельника запах сладкий
От горящих лесов летит.
Над ребятами стонут солдатки,
Вдовий плач по деревне звенит.
Не напрасно молебны служились,
О дожде тосковала земля:
Красной влагой тепло окропились
Затоптанные поля.
Низко, низко небо пустое,
И голос молящего тих:
«Ранят тело твое пресвятое,
Мечут жребий о ризах твоих».
В стихотворении «Молитва» Анна Ахма-
това молит судьбу о возможности принести
в жертву России все, что имеет:
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханъя, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар —
Тате молюсь за моей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
Интуитивно ощущая сдвиг времени, Анна
Ахматова не может не замечать, как ее род-
ную страну раздирает на части. Ее лиричес-
кая героиня не может радоваться, когда пла-
чет Россия. Она чувствует этот кризис ду-
шой:
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
В этом стихотворении Анна Ахматова вы-
ступила как гражданин. Она не высказала
прямо свое отношение к революции. Но здесь
отражена позиция той части интеллигенции,
которая осталась вместе со своей родиной.
С выходом сборников «Подорожник» и
«Аппо Вогшш» гражданская лирика русской
поэзии обогатилась новым шедевром, пока-
зывающим, что чувство, родившее стихотво-
рение 1917 года «Мне голос был. Он звал
утешно…» не только не исчезло, а, наоборот,
стало тверже:
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной,
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час…
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.
Милый сердцу поэтессы дореволюцион-
ный мир был разрушен. Для Ахматовой и
многих ее современников это стало настоя-
щей трагедией. И все же она находит внут-
ренние силы благословить вечную новизну
жизни:
Все расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькало крыло,
Все голодной тоскою изглодано,
Отчего же мне стало светло?
Днем дыханьями веет вишневыми
Небывалый под городом лес,
Ночью блещет созвездьями новыми
Глубь прозрачных июльских небес, —
И так близко подходит чудесное
К развалившимся старым домам…
Никому, никому не известное,
Но от века желанное нам.
В стихотворениях 30-х годов, создавав-
шихся на тревожном фоне начавшейся миро-
вой войны, А. Ахматова обращается к фольк-
лору — к народному плачу, к причитанию.
Сердцем она уже чувствовала предстоящую
трагедию:
Когда погребают эпоху,
Надгробный псалом не звучит,
Крапиве, чертополоху,
Украсить ее предстоит.
И только могильщики лихо
Работают. Дело не ждет!
И тихо, так, господи, тихо,
Что слышно, как время идет.
А после она выплывает,
Как труп на весенней реке, —
Но матери сын не узнает,
И внук отвернется в тоске.
И клонятся головы ниже,
Как маятник, ходит луна.
Так вот — над погибшим Парижем
Такая теперь тишина.
Тридцатые годы стали для Анны Ахмато-
вой порой тяжелых жизненных испытаний.
Она оказалась свидетелем не только развя-
занной фашизмом второй мировой войны,
но и началом войны советской России со сво-
им народом. Репрессии 30-х годов затронули
многих друзей и единомышленников Ахмато-
вой, разрушили ее семью. Отчаяние и боль
слышны в строках из «Реквиема»:
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне…
Ахматова не считает происшедшие в стра-
не беды ни временными нарушениями закон-
ности, которые могли бы быть легко исправ-
лены, ни заблуждениями отдельных лиц.
Ведь речь шла не только о ее личной судьбе,
а о судьбе всего народа, о миллионах безвин-
ных жертв…
Оставаясь проповедницей общечеловече-
ских моральных норм, Анна Ахматова пони-
мала свою «несвоевременность», отвержен-
ность в государстве-тюрьме:
Не лирою влюбленного
Иду пленять народ —-
Трещотка прокаженного
В моей руке поет.
Успеете нахаятъся,
И воя, и кляня.
Я научу шарахаться,
Вас, смелых, от меня.
В 1935 году она пишет стихотворение, в
котором звучит тема трагической судьбы по-
эта и одновременно вызов властям:
Зачем вы отравили воду
И с грязью мой смешали хлеб?
Зачем последнюю свободу
Вы превращаете в вертеп?
За то, что я не издевалась
Над горькой гибелью друзей?
За то, что я верна осталась
Печальной родине моей?
Пусть так. Без палача и плахи
Поэту на земле не быть.
Нам со свечой идти и выть.
Вершиной гражданской поэзии Анны Ах-
матовой можно назвать ее поэму «Реквием»,
которая была опубликована только в 1988 го-
ду. «Реквием», «сотканный» из простых «под-
слушанных», как пишет Ахматова, слов, с
большой поэтической и гражданской силой
отразил свое время и страдания материн-
ской души:
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
В поэме просматривается форма притчи,
плача. Это плач матери, потерявшей своего
сына. Поэма доказывает нам, что сталинский
режим не задавил поэтического слова Ахма-
товой, которая правдиво и открыто говорит
о трагедии своего поколения.
В годы войны Ахматова не хотела уез-
жать из Ленинграда и, будучи эвакуирован-
ной и живя затем в Ташкенте, она не пере-
ставала думать и писать о покинутом горо-
де. В ее стихах и материнские слезы и
сострадание:
Постучи кулачком — я открою.
Я тебе открывала всегда.
Я теперь за высокой горою,
За пустыней, за ветром и зноем, ‘
Но тебя не предам никогда…
Твоего я не слышала стона.
Хлеба ты у меня не просил.
Принеси же мне веточку клена
Или просто травинок зеленых,
Как ты прошлой весной приносил.
Принеси же мне горсточку чистой,
Нашей невской студеной воды,
,И с головки твоей золотистой
Я кровавые смою следы.
Лирика Анны Ахматовой в военные годы
полна сострадания судьбе страны и веры в ее
будущее:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, —
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Лирика Анны Ахматовой, чья жизнь была
полна трагедий лихолетья, наглядно переда-
ет нам ощущение того времени. Лирическая
героиня поэтессы —это и страстный патри-
от своей родины, и страдающая мать, и воле-
вая женщина, сумевшая вынести на своих
плечах невзгоды времени. История России
в поэзии Анны Ахматовой — это прочувство-
ванный рассказ смелой женщины, сумевшей
в годы всеобщего молчания сказать нелегкую
правду о своей стране.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *