СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА

...
Голосуйте за сочинение

Большое место в русской литературе XX века занимают произ­ведения о судьбе человека. Каждый писатель по-своему старается раскрыть эту тему. Одни пытаются показать нравственный поиск человека, другие пытаются через судьбу героев своих произведений решить сложные нравственные проблемы. В этом плане очень зна­чительно, с моей точки зрения, творчество таких писателей, как Василь Быков, Владимир Дудинцев, Чингиз Айтматов.

В повестях Быкова значительную роль играет судьба человека, связанная со сложным нравственным поиском. Герои его произве­дений в какой-то момент своей жизни обязаны сделать свой выбор. Иногда это стоит им жизни. В произведениях этого автора нравст­венная проблема всегда служит тем ключиком, который помогает нам приоткрыть дверь в произведение, которое на первый взгляд может показаться описанием обычного фронтового эпизода. На этом основаны повести «Сотников», «Обелиск». Особенно интересу­ют Быкова такие ситуации, в которых человек должен руководст­воваться не прямым приказом, а единственно лишь своим внутрен­ним чутьем. Учитель Мороз из повести «Обелиск» воспитывал в своих учениках все самое хорошее, все самое доброе. И во время войны его ученики устроили покушение на полицая. Их арестова­ли и должны были расстрелять, однако сказали, что их отпустят, если придет их учитель, укрывавшийся в то время у партизан. Мо­роз прекрасно понимал, что, даже если он и придет, их все равно расстреляют. С точки зрения здравого смысла явиться Морозу в по­лицию было бесполезно: немцы все равно не пощадили бы детей. Но с нравственной точки зрения человек (если он действительно че­ловек) должен подтвердить своей жизнью то, чему он учил своих учеников. Этот человек не смог бы больше жить, зная, что в ответ­ственный момент струсил, оставил детей в беде, не попытавшись даже спасти их. Он не смог бы больше учить, предав то, чему верил сам и чему пытался научить других. Поэтому он и решил пойти в полицию. Мороз был расстрелян вместе с ребятами. Его поступок был осужден некоторыми как безрассудное самоубийство, и после войны его имени не было на обелиске, поставленном в честь погиб­ших ребят. Но доброе семя, которое он заронил в души людей, не погибло. И люди добились того, чтобы его имя было дописано на обелиске. Следовательно, он не зря прожил жизнь, если оставил о себе память. Мороз доказал всем, что его убеждения были сильнее грозящей смерти. Мороз переступил через естественную жажду вы­жить, уцелеть. С этого момента начинается героизм человека, необ­ходимый для поднятия нравственного духа у других людей. По­весть «Сотников» также поднимает проблему нравственного выбора

 

человека. В этом произведении слабый человек в роковой момент становится сильным и ценою своей жизни спасает жизни многих людей, а сильный вдруг становится трусом и ценою предательства спасает свою жизнь. Перед смертью Сотников встречается глазами с мальчиком и понимает, что жизнь он прожил не зря.

Другая нравственная проблема — вечная битва добра и зла — исследуется с помощью судеб героев произведения Дудинцева «Бе­лые одежды». Это произведение о трагедии, постигшей советскую генетику, когда преследование ее было возведено в ранг государст­венной политики. Этот роман практически документально описыва­ет кампанию против ученых-генетиков. В один из сельскохозяйст­венных вузов страны, попавший под подозрение, приезжает Федор Дёжкин, который должен «разгрести подпольное кубло вейсмани­стов-морганистов» в институте. Но Дёжкин, познакомившись с уче­ным Стригалёвым и с его опытами, увидев бескорыстную предан­ность этого человека науке, делает свой выбор в пользу Стригалева и его учеников. После ареста Стригалева Дёжкин спасает его на­следство. Судьба Дёжкина замечательна. Сначала он находился под влиянием академика Рядно. Он считал, что то, чем занимается этот человек, и является настоящим, так как в душе академик Рядно был простым крестьянином, а крестьянин всегда ближе к земле, ближе к простым людям. Но первоначальное мнение Дёжкина о «народном академике» оказалось ошибочным, и он, основываясь на свой собственный компас, принимает сторону Стригалева. Его мог­ли бы сослать со всеми «вейсманистами-морганистами», но его спасло то, что он не успел оформить брак с Еленой. Дудинцев реша­ет в своем романе проблему: добро или правда? Можно ли разре­шить себе солгать во имя добра? Можно ли поступиться нравствен­ными догмами, не замарав при этом белых одежд праведника? Ав­тор утверждает, что человек, решивший идти до конца во имя вели­кой цели, должен быть готов к тяжелым моральным потерям.

Судьба человека играет важную роль и в творчестве Чингиза Айтматова. В своем произведении «Буранный полустанок» автор рассказывает нам о судьбе Буранного Едигея, Казангапа, Абутали-па Куттыбаева. Судьбы всех этих людей очень примечательны сами по себе. Лучшая часть жизни этих героев прошла на Буранном по­лустанке. Едигей отправился на войну, а в конце сорок четвертого года его демобилизовали после контузии. Вернувшись домой, он уз­нал, что его жена Укубала не уберегла их ребенка. Это было боль­шим ударом для Едигея, он не смог больше жить в своем родном ауле. Вскоре он встретил Казангапа и вместе с ним отправился на Буранный полустанок. Многое они пережили с Казангапом^ Были у них и счастливые минуты, и тяжкие, но никогда они не перестава­ли трудиться. Автор называет Буранного Едигея человеком трудо­любивой души. Он постоянно задает себе вопросы, на которые у других уже есть готовые ответы. Для Едигея смысл жизни заклю­чается в том, чтобы быть связующим звеном между прошлым и бу­дущим. По-моему, Едигей несет в себе все духовные начала народа, поэтому я полагаю, он и находит общий язык с Абуталипом Кутты-баевым. Абуталип был учителем, но во время войны он попал в плен, бежав из плена, он стал сражаться на стороне югославских

 

партизан. Когда он возвратился на родину, ему пришлось все это скрывать, однако вскоре об этом узнали, и ему пришлось уехать. Для Абуталипа смысл жизни состоял в детях. Он хотел донести до них все самое лучшее, что у него было. Абуталип Куттыбаев хотел состояться в своих детях, он говорил: «Я все думаю, что могу сде­лать для своих детей… Может быть, для того, чтобы я что-то ска­зал, в первую очередь своим детям. И мне положено отчитаться пе­ред ними за свою жизнь». Куттыбаев пытался сохранить для своих детей духовное наследие, полученное от предков, для того, чтобы они не забывали о прошлом. Мне кажется, что человек, забывая о прошлом, теряет сопричастность с настоящим и перестает ощущать свою ответственность за будущее. Я думаю, что главные герои про­изведения Чингиза Айтматова прожили замечательную жизнь.

Рассмотрев некоторые произведения русской литературы XX ве­ка, мы можем сделать вывод, что судьба человека играет большую роль в раскрытии нравственных проблем, поставленных в произве­дениях литературы этого периода. Для писателей, по-моему, важ­ны судьбы тех героев, которые обладают даром мыслить неординар­но, которые являются людьми «трудолюбивой души». Не всегда они совершают героические поступки, руководствуясь своим нрав­ственным компасом. Многим авторам интересны судьбы героев, ко­торые в результате упорных нравственных поисков освобождаются внутренне. Я считаю, что судьба может подарить человеку шанс быть счастливым, а может и отнять. Судьба человека непредсказуе­ма, но каждый человек должен достичь чего-то в своей жизни, не пренебрегая нравственными нормами.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *