СТИХОТВОРЕНИЕ В. МАЯКОВСКОГО «СЕРГЕЮ ЕСЕНИНУ» (вариант 2)

загрузка...
Голосуйте за сочинение

Многие когда-нибудь видели прорастаю-
щие сквозь каменные плиты, сквозь трещи-
ны в асфальте, везде, где только можно, пре-
красные цветы. Такова и суть поэзии.’Душа
поэта, его воображение похожи на плодород-
нейшую почву, на которой с трудом, с мукой,
с усилием, но все же упрямо прорастают
мысли-стихи. Из грязи, из пыли, из черной
почвы, из самых глубин тянутся ввысь эти
хрупкие ростки, чтобы потом обрести насто-
ящую силу, расцвести, показать всем свою
красоту, свою прелесть. И чем чаще будет
обхаживать, рыхлить творец эту почву, чем
больше дождей вдохновения прольется на
нее, тем краше вырастут цветы, плоды этих
трудов. Только такие стихи — взращенные с
мучением, те, на которые положено много
труда, искренние, идущие из глубины души
поэта, — только такие стихи можно назвать
настоящей поэзией, настоящими произведе-
ниями искусства.
Маяковский — такой поэт. В своем сти-
хотворении «Сергею Есенину» он говорит о
проблеме автора и его поэзии., В целом цве-
товая гамма совсем не богата, потому что ав-
тор, возможно, хотел обратить внимание чи-
тателя больше на содержание. Особенно вы-
деляются белый и черный цвета .(«чтоб щеки
заливал смертельный мел», чернила). С од-
ной стороны, такие цвета характерны для
главных атрибутов поэта — листа чистой бу-
маги и чернил. С другой стороны, простран-
ство, окрашенное в такие тона, напоминает
о смерти, о бледности покойников, о сырости
и черноте земли, в которую их закапывают,
об одиночестве и темноте, окружающей че-
ловека после смерти («Летите, в звезды вре-
зываясь»).
Стихотворение имеет необычный фониче-
ский строй: согласные звучат в строках, в ко-
торых речь идет о жизни, а тихие, шипящие
(«заупокойный», «прошлых», «переделав-
ши») — об умирании, о смерти:
У народа,
у языкотворца,
умер
звонкий
забулдыга подмастерье.
И несут
стихов заупокойный лом,
с прошлых
с похорон
не переделавши почти.
Кроме того, есть в стихотворении и «брон-
зы звон», и «гремящий скандалист», и «трех-
палый свист». Маяковский кричит, но не
каждый может услышать его слова. Стихо-
творение написано в его излюбленной фор-
ме — лесенкой, тоническим стихом, в кото-
ром учитывается лишь количество ударных
слогов в строке. Некоторые слова Маяков-
ский выносит с конца строки на новую, таким
образом выделяя их, останавливая на них
внимание:
Ни тебе аванса,
ни пивной.
Трезвость.
Благодаря всему этому создается впечат-
ление сбивчивой, отрывистой, несколько ха-
отичной речи. Использование перекрестной
рифмы {смяло — вина — мало —- вина, клас-
сом — до драк — квасом — дурак) придает
логическим построениям четкость, закончен-
ность, но рифма не всегда точная (врезыва-
ясь — трезвость), из-за чего стихотворение
становится похоже на живой разговор. Ряд
используемых автором неологизмов (бредь,
рассоплено, калекши) также способствует
этому.
Можно отметить как одно из особеннос-
тей стихотворения то, что Маяковский по-
стоянно обращается к Есенину как к живо-
му: «Вы ушли, как говорится, в мир иной».
Причем разговор этот идет в настоящем
времени, как любая обычная беседа. Такое
построение придает особенную интимность,
когда появляется возможность высказать все
наболевшее, признаться в том, о чем обычно
не говорится, о чем умалчивается. В таком
плане стихотворение воспринимается как
некая исповедь автора, где обращение к Есе-
нину — это лишь повод оформить свои до
сих пор не осознанные ощущения в четкие
мысли о предназначении поэта, о месте по-
эзии в жизни поэта.
Для Маяковского создание стихов — это
некое умение, способность («Вы ж такое за-
гибать умели, что другой на свете не умел»).
Причем способность дается не просто так, ее
нужно развивать как полезное, нужное, ведь
поэт — подмастерье народа. Ему необходи-
мо всегда творить, и творить свободно, всегда
говорить о том, что у него на душе. Поэтому,
конечно, Маяковский осуждает тех, кто счи-
тает, что если «к вам приставить бы кого из
напостбв — стали б содержанием премного
одаренней», ведь невозможно творить по чьей-
то указке, под надзором, потому что тогда
начинаешь писать «утомительно и длинно»,
а главным становится число строк, а не их
содержание.
Автор понимает, что поэт без свободы —
не поэт, что у такого человека выхода нет:
или становиться подражателем, или уме-
реть. Несвобода для поэта как отсутствие
чернил. Возможно, поэтому Маяковский го-
ворит: «Почему же увеличивать число само-
убийств? Лучше увеличь изготовление чер-
нил!». Он презирает те пути, которые «про-
топтанней и легче». Для него невозможна
сама мысль о том, что можно сдаться, остано-
виться, бросить все, уйти. Поэтому он не мо-
жет понять Есенина, сделавшего это. Поэт,
талант которого Маяковский признает одним
из величайших, перестает бороться, переста-
ет сражаться, умирает — и перестает тво-
рить. А для Маяковского не существует да-
же мысли о том, чтобы по собственному же-
ланию перестать создавать стихи. В любой
ситуации он стремится воспеть жизнь, и для
него смысл ее — в безостановочном дви-
жении вперед. Без сомнений, без сожале-.
ний, без оглядки: «Марш!..». И пусть жизнь
трудна, но он вырвет «радость у грядущих
дней».
И зная о том, что случается с поэтом по-
сле смерти, когда «к решеткам памяти уже
понанесли посвящений и воспоминаний
дрянь», «ваше имя в платочки рассоплено», а
стихи мямлят и мнут, Маяковский, как на-
стоящий оратор с трибуны, заявляет, что
«в этой жизни помереть не трудно», что у на-
стоящих поэтов весь смысл их творчества
в том, чтобы «сделать жизнь», а это «значи-
тельно трудней». Но труд стихотворца всегда
был, есть и будет тяжелым. Как крестьяне
всю свою жизнь обрабатывают землю, чтобы
на ней вырос хлеб, телесная пища, так и по-
эт посвящает свое существование нелегкому
вспахиванию* огромных и неосвоенных полей
своей души, чтобы появились стихи, духов-
ная необходимость, ведь «слово — полково-
дец человечьей силы».
Наверное, можно утверждать, что Мая-
ковский хотел в этом стихотворении пере-
дать свое отношение к поэзии и поэтам. Обо-
значив для себя цель — жить, чтобы «сде-
лать жизнь» и воспеть ее, он всегда стремился
к ней. И его, без сомнения, можно отнести к
тем великим людям, которым удалось взрас-
тить в своих душах поэзию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *