СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОНЕГИНА И ПЕЧОРИНА (передовые люди XIX века, вариант 1)

...
Голосуйте за сочинение

Печально я гляжу на нагие поколенье!
Его грядуъцее — иль пусто, иль темно,
Меж -тем, под бременем познанъя
и сомненья,
В бездействии состарится оно.
М. Ю. Лермонтов
«Евгений Онегин» Пушкина был для по-
эта, по его словам, плодом «ума холодных на-
блюдений и сердца горестных замет». Белин-
ский в своей статье «Евгений Онегин» назвал
это произведение «энциклопедией русской
жизни». И в самом деле, в этом романе, как
в магическом кристалле, отразилась картина
всех слоев русской жизни: и высшего света,
и мелкопоместного дворянства, и народа —
Пушкин хорошо изучил жизнь всех слоев об-
щества начала XIX века. В те годы, когда по-
эт работал над своим самым любимым про-
изведением, ему пришлось много пережить,
потерять многих друзей, испытать горечь от
гибели лучших людей России. На фоне кар-
. тин русской жизни 20-х годов XIX века пока-
зана драматическая судьба лучших людей,
передовой дворянской интеллигенции эпохи
декабристов.
Без «Евгения Онегина» был бы невозмо-
жен «Герой нашего времени» Лермонтова,
потому что реалистический роман, создан-
ный Пушкиным, открывал первую страницу
в истории великого русского романа XIX ве-
ка. Пушкин воплотил в образе Онегина мно-
гие из тех черт, которые потом будут развер-
нуты в отдельных персонажах Лермонтова,
Тургенева, Герцена, Гончарова.
Евгений Онегин и Печорин очень похожи
по характеру, оба они из светской среды, по-
лучили хорошее воспитание, они стоят на бо-
лее высокой ступени развития, отсюда их то-
ска, хандра и неудовлетворенность. Все это
свойственно душам более тонким и более
развитым. Пушкин пишет об Онегине: «Хан-
дра ждала его на страже, и бегала за ним
она, как тень иль верная жена». Светское об-
щество, в котором вращался Онегин, а позд-
нее и Печорин, испортило их. Оно не требо-
вало знаний, достаточно было поверхностного
образования, важнее было знание француз-
ского языка и хороших манер. Евгений, как
все, «легко мазурку танцевал и кланялся не-
принужденно». Свои лучшие годы он тратит,
как и большинство людей его круга, на балы,
театры и любовные увлечения. Такой же об-
раз жизни ведет и Печорин.
Очень скоро оба начинают понимать, что
эта жизнь пуста, что за «внешней мишурой»
не стоит ничего, в свете царит скука, клеве-
та, зависть, люди тратят внутренние силы
души на сплетни и злобу. Мелкая суета, пу-
стопорожние разговоры «необходимых глуп-
356
цов», душевная пустота делают жизнь этих
людей однообразной, внешне ослепительной,
но лишенной внутреннего содержания. Пра-
здность, отсутствие высоких интересов опо-
шляют их существование. День похож на
день, трудиться незачем, впечатлений мало,
поэтому самые умные и лучшие заболевают
меланхолией. Своей Родины и народа они,
по существу, не знают.
Онегин «хотел писать, но труд упорный
ему был тошен…», в книгах он тоже не нашел
ответа на свои вопросы. Онегин умен и мог
бы приносить пользу обществу, но отсутст-
вие потребности в труде является причиной
того, что он не находит себе занятия по ду-
ше. От этого он и страдает, понимая, что
верхний слой общества живет за счет раб-
ского труда крепостных. Крепостное право
было позором царской России. Онегин в де-
ревне попытался облегчить положение своих
крепостных крестьян {«:..ярем он барщины
старинной оброком легким заменил…»), за что
был осужден соседями, которые составили
о нем мнение как о чудаке и опасном «воль-
нодумце».
Печорина также многие не понимают.
Для того чтобы глубже раскрыть характер
своего героя, Лермонтов помещает его в са-
мые различные социальные сферы, сталки-
вает с самыми разнообразными людьми.
Когда вышло в свет отдельное издание
«Героя нашего времени», то стало ясно, что до
Лермонтова русского реалистического романа
не было. Белинский отмечал, что «Княжна
Мери» — одна из главных повестей в романе.
В этой повести Печорин рассказывает о самом
себе, раскрывает свою душу. Здесь сильнее
всего проявились особенности «Героя нашего
времени» как психологического романа.
В дневнике Печорина мы находим его искрен-
нюю исповедь, в которой он раскрывает свои
мысли и чувства, беспощадно бичуя присущие
ему слабости и пороки. Здесь дана разгадка
его характера и объяснение его поступков.
Печорин — жертва своего тяжелого вре-
мени. Характер Печорина сложен и противо-
речив. Он говорит о себе: «Во мне два чело-
века: один живет, в полном смысле этого сло-
ва, — другой мыслит и судит его». В образе
Печорина видны черты характера самого ав-
тора, но Лермонтов был шире и глубже сво-
его героя. Печорин тесно связан с передовой
общественной мыслью, но он причисляет се-
бя к жалким потомкам, которые скитаются
по земле без убеждений и гордости. «Мы не
способны к более великим жертвам ни для
блага человечества, ни для собственного сча-
стья», — говорит Печорин. Он потерял веру
в людей, его неверие в идеи, скептицизм
и несомненный эгоизм — результат эпохи,
наступившей после 14 декабря, эпохи нрав-
ственного распада, трусости и пошлости того
светского общества, в котором вращался Пе-
чорин. Основная задача, которую поставил
перед собой Лермонтов, — это создание об-
раза современного ему молодого человека.
Лермонтов ставит проблему сильной личнос-
ти, столь непохожей на дворянское общество
30-х годов.
Белинский писал, что «Печорин — это
Онегин нашего времени». Роман «Герой наше-
го времени» — это горькое раздумье над «ис-
торией души человеческой», души, погублен-
ной «блеском обманчивой столицы», ищущей
и не находящей дружбы, любви, счастья. Пе-
чорин — страдающий эгоист. Об Онегине Бе-
линский писал: «Силы этой богатой натуры
остались без приложения: жизнь без смысла,
а роман без конца». То же самое можно ска-
зать и о Печорине. Сравнивая двух героев,
критик писал: «…в дорогах разница, а резуль-
тат один». При всей разнице внешнего облика
и различии характеров и Онегин, и Печорин,
и Чацкий принадлежат к галерее «лишних
людей, для которых в окружающем обществе
не находилось ни места, ни дела».
Стремление найти свое место в жизни,
понять «назначение великое» составляет ос-
новной смысл лермонтовской лирики. Не эти
ли размышления занимают Печорина, ведут
его к мучительному ответу на вопрос: «За-
чем я жил?» На этот вопрос можно ответить
словами Лермонтова: «Быть может, мыслию
небесной и силой духа убежден, я дал бы
миру дар чудесный, а мне за то — бессмер-
тье он…» В лирике Лермонтова и раздумьях
Печорина встречаем мы печальное призна-
ние того, что люди — это тощие плоды, до
времени созревшие. Как перекликаются слова
Печорина о том, что он презирает жизнь, и
лермонтовское «но судьбу я и мир презираю»,
поэтому в «Герое нашего времени» мы т>ак
явственно слышим голос поэта, дыхание его
времени. Изображая судьбы своих героев,
типичные для их поколения, Пушкин и Лер-
монтов протестуют против действительнос-
ти, которая вынуждает людей даром растра-
чивать силы.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *