Сочинение на тему ТЕМА ГЕРОИЗМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Голосуйте за сочинение

Изображение подвига человека на войне является традицион­ным еще со времен «Слова о полку Игоревен и «Задонщины». Лич­ный героизм солдата и офицера в романе Л. Толстого «Война и мир» порождает «скрытое тепло патриотизма», ломавшее «хребет врагу». Но в русской литературе XX века подвиг человека на войне изображается не только через борьбу с врагом и победу над ним, но и через борьбу каждого человека на войне с самим собой в ситуа­ции нравственного выбора и победу над самим собой.

Начавшаяся Великая Отечественная война для советских людей стала и «народной войной». На протяжении всей истории России любые посягательства на российскую независимость и целостность вызывали общенародный протест и стойкое сопротивление. И в этой войне весь советский народ, за редкими исключениями, под­нялся на войну с врагом, олицетворением которого был германский фашизм.

Среди прошедших войну было много будущих поэтов и писате­лей: Ю. Бондарев, В. Быков, К. Воробьев, Б. Васильев, В. Астафь­ев, Д. Самойлов, С. Орлов, С. Гудзенко, Б. Окуджава. В основном их произведения были напечатаны уже после смерти Сталина, а многие пробы пера получали резкую критику за то, что они показа­ли не столько мощь государства и оружия, сколько страдания и ве­личие человека, брошенного в пекло войны.

Одним из запомнившихся мне произведений о войне стала по­весть В. Некрасова «В окопах Сталинграда». В ней подвиг многих людей показан не традиционно, не так, как это привыкли подавать читателям авторы многочисленных книг о войне. В этой книге по­двиг показан как повседневная жизнь простых солдат.

В повести «В окопах Сталинграда» В. Некрасов открыл правду окопа — жизнь рядового войны — пехотинца. В этом произведении автор не изображает героических подвигов в сражениях, а считает, что именно в окопах решается исход битв. К нашему стыду, за это произведение В. Некрасова исключили из Союза писателей, а в 1974 году выслали из страны. Эта книга начала целое направление в литературе о войне. В. Некрасов рассказал о мужественных лю­дях, которые героически преодолевали ежедневные тяготы войны. Каждый герой и все вместе отвоевывали у войны свою жизнь — на день, месяц, год.

Главный герой повести — Ю. Керженцев. В одном эпизоде он рассматривает две фотографии своего друга Игоря, сравнивает их. На довоенной фотографии Игорь изображен веселым, хорошо оде­тым, а на фотографии времен войны — изможденным и осунув­шимся. Впечатление, что на фотографиях разные люди. И не слу­чайно в начале повести прозвучат слова: «Жизнь солдатская, будь она проклята!» Боль за страшные потери и мучения звучит в сло­вах повести: «… полка нет, и взвода, и Ширяева, а есть только на­сквозь пропотевшая гимнастерка и немцы в самой глубине Рос­сии». В. Некрасов так изображает быт войны, что кажется неверо­ятным человеку пережить такое. Героически переносят солдаты сражения, дороги, недолгое обживание новых мест.

 

На войне каждый день одно и то же, а это целая история сол­датской жизни. «Тогда-то минировали и всех накрыло, а тогда-то сутки в овраге отлеживались, в трех местах пилотку прострелили».

У В. Некрасова человек на войне изображается на грани между жизнью и смертью. Еще одна правда этой страшной войны: секун­ду назад — жизнь, а сейчас — уже нет.

Главного героя поражает: «Товарищей хоронят над Волгой — просто как-то, здесь был вчера, а сегодня — нет, а завтра, может быть, и тебя не будет. И так же глухо будет падать земля на гроб, а может, и гроба не будет, а занесет тебя снегом, и будешь лежать до конца войны». От такой простоты становится страшно.

«Дымящийся окурок на губе трупа — это было страшнее всего: страшнее разрушенных городов, оторванных рук и ног, распорото­го живота или повешенного ребенка. Секунду назад была жизнь, а сейчас человек уже мертв». Убитый солдат с дымящимся окурком на губе — это символ полного разрушения грани между жизнью и смертью.

Нам, читателям, страшно от будничности, в которой потерялась даже смерть. «Завтра проснутся люди и увидят, кого нет; люди пойдут молча, смотря под ноги и не оглядываясь».

Нам и места в землянке хватало вполне, Нам и время текло для обоих… Все теперь одному, только кажется мне, Это я не вернулся из боя.

В. Высоцкий

В. Некрасов показал войну изнутри, глазами солдата. А это зна­чит, что она представлена правдой, настоящей и страшной прав­дой. В этой войне каждый солдат совершал не только подвиг, но и пережил позор отступления, не только четкое проведение военных операций и победы были в ней.

Каждый мечтал о покое, об уютном домике, где можно было бы находиться в кругу семьи и слушать музыку, а не гром далеких ка­нонад. Такие же надежды и мечты были у Ю. Керженцева, но ког­да он вернулся домой, то воспоминания о войне не давали ему по­коя. «На душе был какой-то осадок, и, хотя он не дезертир и не трус, было такое ощущение, что он и то и другое».

О таком состоянии солдат, вернувшихся с войны, я знаю от своего деда. В моей семье воевали дед и прадед.

Дед пошел на войну семнадцатилетним парнем, без разрешения уйдя из дома и присоединившись к псковским партизанам. Позже он воевал в армии, закончив войну в Кенигсберге.

Прадед воевал в артиллерийских войсках и был водителем ра­кетной установки «Катюша».

Оба они имеют ордена и медали.

Дед был ранен, а из деревни, откуда ушел на войну прадед, только в его семье вернулись домой все мужчины. В других семьях недосчитались где по одному, где по два человека, но все вернув­шиеся долгие годы были душевно подавлены. Дед всегда неохотно рассказывал о пережитом на войне.

В мою память врезались глаза героя кинофильма Л. Шепитько

 

«Восхождение», снятого по повести В. Быкова «Сотников». Сотни­ков стоит уже под петлей виселицы, через минуту жизнь его закон­чится. Он смотрит на Рыбака, который, думая спасти свою жизнь, «временно» пошел в услужение к немцам. В глазах Сотникова нет страха, в них презрение к предателю и выражение уверенности в том, что принять смерть, не запятнав чести, достойнее, чем при­нять дар жизни из рук врага. Это является главной идеей повести В. Быкова «Сотников». Подобный нравственный выбор совершали и другие герои, превозмогая физические и нравственные мучения, как А. Соколов, тоже попавший в плен. В рассказе М. Шолохова «Судьба человека» многое кажется нереальным, «но обострение сю­жетных ходов только подчеркивает героизм натуры А. Соколова: три стакана водки у фашистов на глазах выпивает изможденный человек, заставляя себя устоять на ногах, бежит с каменоломни, под обстрелом пробивается через линию фронта.

В. Теркин в поэме А. Твардовского дважды переплывает реку с ледяной водой, остается жив, потому что его нравственный выбор как солдата был однозначен, иного способа закрепить военный успех он не видел.

Когда сегодня мы пытаемся осмыслить подвиг людей в этой войне, то видим, что он заключается в силе русского народа, а са­мое главное — в мужестве и вере в Победу.

Надо помнить не только героизм наших людей, но и миллионы погибших от пуль, голода, непосильного труда, в плену, В извест­ной песне о войне на слова поэта-фронтовика Б. Окуджавы поется: «…нынче нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не по­стоим». В. Некрасов был одним из тех людей, кто готов был запла­тить любую цену за Победу, и тем выше надо ценить героизм рус­ского солдата.

Победив Германию, мы в глазах всего мира победили фашизм. Из трагического опыта XX века видно, что фашизм всегда появля­ется в периоды политической и экономической нестабильности в государстве. К сожалению, это сейчас наблюдается в России. Наци­онал-социалистические, либерально-демократические движения объединяются под знаком свастики. И я ощущаю то же, что и ге­рой стихотворения В. Высоцкого:

Здесь, на трассе прямой,

мне, не знавшему пуль, показалось,

что и я где-то здесь

довоевывал невдалеке.

Потому для меня

и шоссе, словно штык, заостряясь,

и лохмотья свастик

болтались на этом штыке.

Русский фашизм легко и безболезненно распространяется по России, потому что православная страна наша всегда терпимо отно­силась к исповедующим другую веру, придерживающимся другой идеологии. Но я верю, что русским фашистам не удастся достичь своей цели в установлении новой диктатуры. Здесь уже моему по­колению надо приложить все усилия, чтобы не допустить возрож­дения фашизма, прихода его к власти. Это ведь тоже своего рода

 

война. В. Высоцкий прав в том, что «зло называется злом даже там, в светлом будущем нашем», и «добро остается добром в про­шлом, будущем и настоящем».

В год пятидесятилетия Победы мы еще раз склоняемся перед всеми защитниками Родины и перед писателями, которые правди­во изобразили все ужасы войны, ибо их вклад в Победу именно в этом. Они вступили в неравную борьбу с ложью, показухой, жесто­кой и несправедливой критикой и все же победили.

Победа народа в той страшной войне — это победа каждого про­стого солдата, подвиг которого уже в том, что он был в этой войне. Заслуга русских писателей, развивавших традиционную для нашей литературы тему войны, именно в том, что они показали, как еди­ничность подвига рождала массовый героизм.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *