Сочинение на тему «Идейно-философское направление романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы»»

загрузка...
Голосуйте за сочинение

Идейно-философское направление романа Ф.М.Достоевского "Братья Карамазовы"

В своем последнем романе «Братья Карамазовы» Ф.М.Достоевский обобщил некие социально-
психологические черты русской жизни, выявил тип человеческих отношений до него в
литературе «никогда не являвшийся». Речь идет о «карамазовщине».
Основанием «карамазовщины» послужили черты, сказывающиеся в целой семье, в отце и трех
сыновьях, носящих в себе, в большей или меньшей степени, типический отпечаток карамазовского
рода. Не отдавши себе отчет в том, что это за явление – «карамазовщина», мы не поймем самого
романа.
Острее всего эта черта отразилась в родоначальнике семьи Федоре Павловиче Карамазове.
Старик Карамазов не только отец, но он и явная причина столкновения братьев, которые
самоопределяются по отношению к своему отцу и практически весь роман заняты решением
проблемы «отцов и детей». Старик Карамазов – это «развратный сладострастник и подлейший
комедиант». Он словно нарочно искушает, провоцирует и детей, и посторонних неблагообразием,
точнее даже сказать, безобразием своего облика.
В нем словно бы совершенно атрофировано отцовское чувство, по мысли Достоевского,
являющееся началом цивилизации и нравственности, зато гипертрофировано чувство похоти,
сладострастия, то есть чисто природное начало.
Оценку-объяснение «карамазовщины» писатель вкладывает в уста сына Алеши: «Братья
губят себя, — отец тоже. И других губят вместе с собою. Тут «земляная карамазовская сила», —
земляная и неистовая, необделанная.…Даже носится ли дух божий вверху этой силы – и того
не знаю». Для писателя карамазовская стихийность есть проявление в России донравственного,
дохристианского, природно-языческого начала.
Достоевский настойчиво подводит читателя к мысли, что стихийная биологическая сила жизни,
которой наделены все Карамазовы, не обладает нравственным светом, не подчинена никакому
нравственному закону. Эта черта оборачивается сладострастием как доминантной карамазовского
характера.
В условиях пореформенной России эта жажда жизни ведет – через сладострастие и «силу низости
карамазовской» — к отрицанию гуманности в человеке и к отрицанию жизни, как показывает
писатель. Ведь убийца старшего Карамазова, Смердяков – сын и брат Карамазовых.
Таким образом, карамазовская сила жизни в определенных социальных условиях претворяется
в «карамазовщину», образ, символизировавший, по мысли писателя, главную опасность для
России в ее историческом развитии. «В карамазовщине, — замечает писатель, — действительно
сконцентрирована сила низости. Эта сила низости воплощает все дурное, отвратительное,
бесчеловечное, что накопилось в русском крепостническом обществе на протяжении ее развития.
Эгоизм и самодурство, деспотизм и развращенность, унижение человеческого достоинства во
имя диких похотей, скупость и жестокость, игнорирование человеческих прав и норм социального
поведения – все жир, он содержится в карамазовщине и особенно проявляется в поведении
старика Федора Павловича Карамазова».
Вероятно, каждому из героев необходимо преодолеть «карамазовщину» в самом себе, найти себя
в себе, найти свою личность, нравственную ее основу. «Карамазовщина» присутствует в каждом,
мы должны преодолеть, победить ее и только тогда человек станет по-настоящему гуманен,
нравственно чист и счастлив.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *