Сочинение на тему «Ходасевич и его творчество»

Голосуйте за сочинение

Четвертая книга стихов – «Тяжелая лира», включающая стихи 19201922 годов, по мнению самого поэта, стала итогом его «взрослой» поэтической работы. Это определенный этап его творчества, смена ориентиров и ценностей поэта. Красной нитью через стихотворения этого сборника проходит мысль об удивительной способности поэта среди прозы и обыденности жизни видеть ангелов в небе и слышать симфонию, неслышную другим (стихотворения «Музыка» и «Баллада»). Поэт постигает сущность мира интуитивно, он выражает в слове то чудесное, что чувствует его душа. Например, он колет с соседом дрова и …
«Помилуйте, теперь совсем уж ясно.
И музыка идет как будто сверху.
Виолончель… и арфы, может быть…
Вот хорошо играют! Не стучите».

И музыка, музыка, музыка
Вплетается в пенье мое…
…Я сам над собой вырастаю,
Над мертвым встаю бытием…

Но и мало обращавшему внимание на социальные изменения в стране, поглощенному искусством Ходасевичу тоже пришлось эмигрировать. В 1922 году с третьей женой, Ниной Берберовой, через Латвию, Германию, Италию он эмигрировал в Париж, где стал одним из законодателей литературной жизни эмиграции, в этот период у него просто не было плохих стихов. По мнению Марка Слонима, творческая эмиграция была скудна, исключением стали « кроме перепевов Бальмонта, только книги Ходасевича и Марины Цветаевой – подлинные достижения». Владислав Фелицианович постоянно находился в творческих исканиях. Для него быть достойным своего народа означало сохранять его культура. В эмиграции он проявил себя и как критик, литературовед, мемуарист.
Кроме стихов, Ходасевич составил антологию еврейской поэзии в своих переводах, написал литературоведческую книгу о Пушкине, биографический роман о Державине, мемуары «Белый коридор» и «Некрополь», статьи и рецензии. Его строгой и безжалостной критики боялись. «Умственно-изощренным, холодным» называл его критик М.Солонин.
Роль поэта и поэзии – одна из основных тем его последней, вышедшей в 1927 году книги стихов «Европейская ночь». Так, в стихотворении «Петербург» Ходасевич говорит о том, как во время, когда озабоченные люди забыли о стихах, он творил, его муза являлась даже « во тьме гробовой, российской. И поэт видел заслугу в том, что
… каждый стих гоня сквозь прозу,
Вывихивая каждую строку,
Привил-таки классическую розу
К советскому дичку.
Ходасевич создал свой «Памятник», «двуликий идол» его должен был стоять в «новой, но великой» России.
Во мне конец, во мне начало.
Мной совершённое так мало!
Но всё ж я прочное звено:
Мне это счастие дано.
В последнем сборнике поэта присутствует и тема смерти. Он называет жизнь промежутком «между купелию и моргом», глядя в зеркало и вспоминая себя мальчиком, он чувствует одиночество. Он уже размышляет о том, как его «предбожий суд на черных дрогах повезут».
Умер Владислав Ходасевитч в больнице для бедных в 1939 году. На его могиле, расположенной на Бианкурском кладбище, можно прочитать знаменитую эпитафию: «Свободен всегда».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *