Сочинение на тему «Драматическая напряженность внутреннего действия в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»»

...
Голосуйте за сочинение

Драматическая напряженность внутреннего действия в пьесе А.П.Чехова "ВИшневый сад"

В середине 1890-х годов А.П.Чехов возвращается к драматургическим
произведениям. И кажется, что в пьесе драматург пытается перенести основные
принципы «объективной» прозы. Сюжетной остроте идет на смену внешне
спокойное течение событий. Такими можно назвать многие пьесы Чехова. Но
обратимся к комедии «Вишневый сад».
Здесь перед нами предстает достаточно банальная сюжетная картина,
характерная для отражения того времени, когда писалась пьеса – 1904 год.
Господа уже оказались не способными даже удержать то, что было у них
раньше – родовое имение и прекрасный вишневый сад. Новые веяния времени
они не принимают, это не соответствует тому образу жизни, что был заведен
раньше. В итоге они теряют и сад, и имение. И такая своеобразная обреченность
наступающей реальности прослеживается уже с самого начала пьесы. Комедия
кажется просто переполненной грустными воспоминаниями. «В этой детской я
спала, глядела отсюда на сад, — смотрит в окно Любовь Андреевна, — счастье
просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто
не изменилось». В итоге получается, что все драматургические коллизии и
перипетии перемещаются в сферу духовных переживаний героев.
Первое, что встречается в пьесе это воспоминания. Например, Любови
Андреевны: «Я не могу усидеть, не в состоянии… Я не переживу этой радости…
Смейтесь надо мной, я глупая… Шкафик мой родной…» Каждое слово ее и жест
отражают то, что иногда невольно вырывается из души наружу.
К такой женской эмоциональности присоединяется и ее брат Гаев: «Шкаф сделан
ровно сто лет тому назад. Каково? А? Можно было бы юбилей отпраздновать…
Дорогой мой многоуважаемый шкаф!» Каждый из героев, наверное, на
подсознательном уровне понимает обреченность своего положения и прощается
мысленно с дорогими сердцу вещами. Возможно, что только к концу пьесы они
поймут, что это реальность, она наконец вышла из внутреннего действия наружу.
И им теперь на самом деле приходится покидать родной вишневый сад.
Но не только воспоминания, но и действия героев вызывают их внутреннее
напряжение. Так, Аня корит Гаева за несдержанность.
Свое внутреннее состояние раскрывает и Лопахин. Он настоятельно несколько
раз предлагает свой план спасения героям. Но его «крик души» никто не слышит,
и никто не хочет понимать, что это единственный выход.
Складывается так, что в фабуле пьесы ослабляются элементы занимательности.
Единственное, что интригует с самого начала пьесы: так это кому же достанется
вишневый сад? Но как говорилось выше, все начало пьесы предсказывает, что
прекрасное место скоро хозяевам принадлежать не будет.
Также в комедии «Вишневый сад» важны и не словесные средства, которые
создают свою канву драматического напряжения. Так называемую паузу и
использует и Гаев, и Лопахин перед тем как сообщить всем о судьбе вишневого
сада. Гаев ничего не отвечает на вопросы, а только машет рукой и плача
предлагает взять хоть что-то из еды.
Добавляется внутренняя напряженность и к действиям персонажей. Особенно
ярко они проявляются при ожидании известия о судьбе вишневого сада. Когда
Лопахин сообщает о своей покупке, пауза переходит в немую сцену. Радость
нового владельца никто разделять не хочет. И на первый взгляд кажется, что
драматическая напряженность внутреннего действия спала. Однако впереди
остался самый главный внесловесный элемент такого напряжения.
Когда все собираются уезжать, то в дали слышен стук топора по дереву. Это
рубят вишневый сад. И пика драматического напряжения внутреннее действие
достигает в конце пьесы.

Струна лопнула – напряжение спало, остался лишь драматизм ситуации. Вот
такой психологический подтекст складывается в пьесе Чехова «Вишневый сад».
Он собирается из самых маленьких и незначительных кусочков –воспоминаний и
действий героев.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *