Сочинение на тему » Человеческая комедия О.Бальзака»

...
Голосуйте за сочинение

Каждый из нас знакомится с произведениями Оноре Бальзака в разном возрасте. Поэтому и воспринимаются они по-разному. Ведь осмыслить все сложности человеческой жизни удается лишь со временем. Впрочем, «Человеческая комедия» Бальзака принадлежит к числу тех произведений человеческого гения, которые касаются, прежде всего вечных ценностей.

«Человеческая комедия» Оноре де Бальзака была и до сих пор остается едва ли не самым масштабным произведением, в котором автор изобразил жизнь французского общества первой половины XIX века во всех его проявлениях. Это настоящая энциклопедия жизни имеет четко выраженную структуру и состоит из трех циклов, в которых автор осмыслил жизни тогдашней Франции: «Этюды о морали», «Философские этюды» и «Аналитические этюды». В целом «Человеческая комедия» объединяет 97 повестей и романов из 143 задуманных.

Назвав сочинение «Человеческая комедия», Бальзак заявил, таким образом, о своем намерении написать нечто действительно грандиозное, то, что имело бы такое же значение, как и «Божественная комедия» Данте. При этом кругам Дантового ада у Бальзака имели противостоять «круга» социальной жизни. Свое произведение Бальзак воспринимал как своеобразный научно-художественный материал, должен помочь в изучении психологии тогдашнего французского общества.

Чтобы создать иллюзию настоящей реальности изображаемого, автор вводит в романы реальных исторических лиц той эпохи. Наполеон, Талейран, Людовик XVIII, различные маршалы и министры также выполняют роли в «Человеческой комедии».

Не менее интересным является и другой характерный для «Человеческой комедии» прием — так называемые переходные персонажи, среди которых Эжен Растиньяк, Вотрен, Анастази де Ресто, Дервиль, Дельфина Нусинген, врач Бьяншон и многие другие. У Бальзака развязка одного сюжета становится завязкой нового или связана с предыдущими романами, а сквозные персонажи создают иллюзию непрерывности того, что происходит.

За отдельными проявлениями жизни, начиная от неоплаченного бедняком счета квартирной хозяйки и заканчивая историей ростовщика, что обогатился нечестным путем, Бальзак старается увидеть целую картину. Ведь главный герой «Человеческой комедии» — общество, поэтому частные судьбы интересные Бальзаку не сами по себе, а как составляющие этой структуры.

Наиболее известными произведениями цикла «Этюдов о морали» есть «Гобсек» и «Отец Горио». Ведь в них изучение общества писатель начинает с анализа семейной жизни. Вообще, семья в «Человеческой комедии» играет немалую роль, ведь, как показывает в своих произведениях Бальзак, разрушение семьи свидетельствует о том, в каком состоянии находится тогдашнее общество. Читатели бальзаковских произведений становятся свидетелями десятков разнообразных семейных драм, отражающие различные варианты все той же трагической борьбы за власть и золото.

Как видим, в «Человеческой комедии» Бальзака, кроме людей, действует могущественная сила, которая подчинила себе и политику, и семью, и мораль, и искусство. И эта сила — деньги. Все может стать предметом денежных сделок, все подчинено закону купли-продажи, ведь деньги дают власть, влияние в обществе, возможность удовлетворять честолюбивые замыслы. В «Человеческой комедии» автор выводит довольно простую формулу успешного человека: чтобы достичь уровня «избранных», надо полностью отказаться от основных заповедей морали. В таком обществе нет места настоящим чувствам, все, что не связано с расчетом, обычно обречено на гибель. Впрочем, по таким законам, которые давно уже стали нормой, живет все французское общество XIX ст.

Герои Бальзака не ужасные воры, а рядовые представители «высшего света», которые, по сути, ни в чем не нарушают принятых в их среде законов этики. Так, в «Отце Горио» Бальзак описывает достаточно обычную ситуацию, когда дочери старика Горио, которые, получили все, что мог отдать им отец, не только оставили его умирать одного в плачевном пансионе, но даже не приехали на похороны единственного родного человека. Анастази и Дельфина — типичные представительницы своей среды. Собственно, как и их отец Горио, который все нажитое положил к ногам дочери, выдав одну замуж за графа, а вторую — за банкира. Избалованы, эгоистичны Анастази и Дельфина так и не научились быть благодарными. И только перед смертью старом открывается страшная истина: «За деньги можно купить все, даже дочерей… Если бы я оставлял в наследство сокровища, дочери ходили бы за мной, лечили бы меня…»

Сходные мысли высказывает и Гобсек, проницательный скряга-философ, который считает, что «главным двигателем, что определяет общественную жизнь в этом мире, есть деньги, золото, поскольку «в золотые сконцентрированы все силы человечества… что такое жизнь, если не машина, которую двигают деньги? Золото — вот духовная сущность всего общества». Достаточно вспомнить, например, как графиня де Ресто, потеряв голову из-за любовника, готова разорить собственных детей, а потом даже совершает погром в кабинете только что умершего мужа, чтобы найти необходимые документы на наследство. Очевидно, чтобы сделать вывод о всевластии золота и разработать собственную жизненную философию, Гобсек сначала довольно много наблюдал за людьми и изучал их психологию. Поэтому можно сказать, что он не примитивный ростовщик, а достаточно умный человек, несостоятельна, однако, противостоять власти золота, хотя и в других ее проявлениях.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *