СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

...
Голосуйте за сочинение

Роман «Война и мир» был первоначаль-
но задуман Л.Н.Толстым как роман о дека-
бристе, возвратившемся из ссылки, пересмо-
тревшем свои взгляды, осудившем прошлое
и ставшем приверженцем и проповедником
нравственного самосовершенствования. Но на
процесс создания романа-эпопеи повлияли
события того времени (60-е гг. XIX в.) — не-
удача России в Крымской войне, отмена кре-
постного права и последствия этого шага.
Тематику произведения образуют три
круга вопросов: проблемы народа, дворян-
ской общественности и личной жизни чело-
века, определяемой этическими нормами.
Главным художественным приемом, которым
пользуется писатель, является антитеза.
Этот прием является стержнем всего рома-
на: противопоставлены в романе и две войны
(1805—1807; 1812), и два сражения (Аустер-
лиц и Бородино), и военачальники (Кутузов
и Наполеон), и города (Петербург и Москва),
и действующие лица. Но на самом деле это
противопоставление начинается уже с само-
го названия романа: «Война и мир», имеюще-
го глубокий философский смысл. Дело в том,
что в слове «мир» до Октябрьской революции
использовали десятеричное «1», и оно писа-
лось как «м!ръ». Такое написание слова гово-
рило о том, что оно многозначно. Действи-
тельно, слово «мир» в заглавии не является
простым обозначением понятия покоя, состо-
яния, противоположного войне. В контексте
романа это слово имеет массу значений и ос-
вещает важные стороны народной жизни,
взгляды, идеалы, быт и нравы различных
слоев общества.
Эпическое начало в романе «Война и мир»
невидимыми нитями связывает в единое це-
лое картины войны и мира. Слово «война»
означает не одни лишь военные действия
враждующих армий, но и воинственную враж-
дебность в отношениях между людьми в мир-
ной жизни, разделенной социальными и
нравственными барьерами, понятие «мир»
фигурирует и раскрывается в эпопее в са-
мых разнообразных значениях. Мир — это
жизнь народа, не находящегося в состоянии
войны. Мир — это крестьянский сход (в том
числе и затеявший бунт в Богучарове). Мир —
это будничные интересы, которые, в отличие
от бранной жизни, так мешают Николаю Рос-
тову быть «прекрасным человеком» и так до-
саждают ему, когда он приезжает в отпуск
и ничего не понимает в этом «дурацком ми-
ре». Мир — это ближайшее окружение чело-
века: на войне или в мирной жизни.
Но мир — это также и весь свет, вселен-
ная. Именно о нем говорит Пьер Безухов.
Мир — это братство людей, независимо от на-
циональных и классовых различий, здравицу
которому провозглашает Н. Ростов при встре-
че с австрийцами. Мир — это жизнь. Мир —
это и мировоззрение, взгляды героев.
Мир и война идут рядом, переплетаются,
взаимопроникают и обусловливают друг дру-
га. В общей концепции романа мир отрицает
войну, потому что содержание и потребности
мира — труд и счастье, свободное и естест-
венное и потому радостное проявление лич-
ности. А содержание и потребность войны —
разобщение, отчуждение и изолированность
людей. Ненависть и враждебность людей,
отстаивающих свои корыстные интересы, са-
моутверждение своего эгоистического «я»,
несущее другим разрушение, горе, смерть.
Ужас гибели сотен людей на плотине, во вре-
мя отступления русской армии после Аус-
терлица, потрясает тем более, что Толстой
сравнивает весь этот ужас с видом той же
плотины в другое время, когда здесь «сижи-
вал старичок-мельник с удочками, в то вре-
мя как его внук, засучив рукава рубашки,
перебирал в лейке серебряную трепещу-
щую рыбу».
Страшный итог Бородинского сражения
открывается в сопоставлении картин мирной
довоенной жизни деревень и убитых «десят-
ков тысяч человек».
Рассказать правду о войне, заключает
Толстой, очень трудно. Его новаторство свя-
зано не только с тем, что он показал челове-
ка на войне, но главным образом с тем, что,
развенчав ложную героичность, он первым
открыл подлинную героику войны, предста-
вив войну как будничное дело и одновремен-
но как испытание всех душевных сил челове-
ка. И неизбежно случилось так, что носите-
лями подлинного героизма явились простые,
скромные люди, такие, как капитан Тушин
или Тимохин, забытые историей; «грешница»
Наташа, добившаяся выделения транспорта
для русских раненых; генерал Дохтуров
и никогда не говоривший о своих подвигах
Кутузов, — именно они, забывающие о себе
и спасающие Россию. Само сочетание «война
и мир» уже появлялось в русской литера-
туре, в частности в трагедии А. С. Пушкина
«Борис Годунов»:
Описывай, не мудрствуя лукаво,
Все то, чему свидетель в жизни будешь:
Войну и мир, управу государей,
Угодников святые чудеса.
Сказанное выше позволяет утверждать,
что Л. Н. Толстой, как и А. С. Пушкин, исполь-
зует сочетание «война и мир» как универсаль-
ную категорию.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *