СИСТЕМА ОБРАЗОВ В РОМАНЕ А. А. ФАДЕЕВА «РАЗГРОМ*

Голосуйте за сочинение

С победой молодой Советской республики новая жизнь стихий­но ворвалась в искусство. Тема отшумевшей войны казалась глав­ной в творчестве советских писателей. Писать о Гражданской войне значило писать о революции, о новой жизни, о новой эпохе, о но­вом человеке. «Разгром» был задуман в первые послеоктябрьские годы, потому что еще свежи были воспоминания о событиях Граж­данской войны на Дальнем Востоке, в которой участвовал автор. В «Разгроме» мы видим отношение Фадеева к войне как к злу, кото­рое несет в себе кровь, страдания, смерть. Но Фадеев смотрит на войну не как наблюдатель, а как непосредственный участник собы­тий, В своем романе автор отразил пробудившееся сознание народ­ных масс в новых условиях.

— Чтобы подробнее рассмотреть «Разгром», необходимо кратко пе­редать содержание. В романе идет речь о неоднородной партизан­ской массе. Революционная волна затрагивала интересы всех групп населения. Один из главных героев, партизанский командир Ле-винсон, — человек «правильной породы», которого все любили и уважали. Его маленький партизанский отряд испытывает голод, усталость, лишения, постоянные угрозы для жизни, смерть многих и многих. Я вижу, что события разворачиваются на окраинах быв­шей царской России, в гуще народа, среди людей подавленных и

 

угнетенных. Представителями народа являются шахтерская масса, из которой выделяется отчаянный Морозка, ответственный и ис­полнительный Дубов, из крестьян — бывший пастух Метелица, че­ловек отважный и смелый. Представителями интеллигенции явля­ются Мечик и доктор Сташинский. Маленький партизанский отряд Левинсона, пробираясь к своим, защищается от многократно пре­восходящих сил противника, мужественно преодолевает различные препятствия на своем пути. Финал романа драматичен. Отряд по­падает в засаду, остается девятнадцать человек. Партизаны раз­громлены, но в конце романа я вижу светлое и ободряющее начало, которое показано через отчаянный подвиг Морозки. В последних строчках романа мы видим надежду автора на светлое будущее, ко­торое выражается в словах: «нужно было жить и исполнять свои обязанности».

Теперь обсудим героев романа, каждый из которых индивидуа­лен на свой лад. Следует выделить из персонажей командира отря­да Левинсона, который не отличается яркой внешностью, но обла­дает талантом руководителя. Левинсон чувствует на себе ответст­венность за доверенных ему людей. Он настоящий большевистский вожак, сознательный руководитель масс, человек «особой, правиль­ной породы», готовый на самоотречение ради своих идеалов. Ле­винсон пользуется настоящим уважением, служит примером подра­жания юного Бакланова. Однако Фадеев, по-моему, несколько иде­ализирует образ своего героя. Ведь если присмотреться вниматель­но, то можно увидеть, что Левинсон вполне обыкновенный человек со слабостями и недостатками. Дело в том, что он умеет таить и по­давлять все свои страхи и сомнения, мучительные разлады. Левин­сон очень искусно руководит людьми.

Юный Бакланов старается подражать своему командиру во всех мелочах. Автор показывает, что помощник командира набирается опыта для будущего. Фадеев рисует образ рассудительного Гонча-ренко. Я считаю, что этот подрывник тоже является в какой-то ме­ре человеком «правильным». Я читала, как четко и самоотвержен­но действовал Гончаренко во время отступления, искусно взрывал гать, как рассудительно и умно говорил с партизанами. Такие лю­ди беспредельно преданы революции и ее идеалам, они знают, что делают и куда идут, ради чего сражаются.

В романе мало персонажей, но зато Фадеев внимательно иссле­довал каждую личность, ее становление и развитие. Поэтому преж­де чем показать человека на вершине героизма, писатель изобража­ет его в обычной обстановке. Фадеев показывает нелегкий быт пар­тизан, их будничную жизнь. Например, Морозка прошел терни­стый путь, превращаясь из партизана нерадивого в партизана «исп­равного». В начале романа я вижу несознательность и недисципли­нированность Морозки, его грубое обращение с Варей, которая хо­тела чистой и искренней любви. Но это участие в борьбе дало нача­ло его нравственному перевоспитанию. Его жизнь становится более осмысленной, он старается постичь свои поступки и окружающий мир. «Беспечное озорство» Морозки превращается в ответствен­ность, происходит становление личности. В результате чего Мороз­ка совершает поистине героический поступок в конце романа, по-

 

жертвовав своей жизнью ради товарищей. Выделяется в романе и

бывший пастух Метелица. Этот герой отважен и стремителен, его храбрость восхищает окружающих.

Метелица сформировался сам по себе, в стихии трудовой жиз­ни. В данном случае революция помогла герою не потерять свои прекрасные качества. Он получает возможность использовать и раскрывать их в полную меру. Меня восхищает Метелица: его огонь, движение, хищные глаза, решительность, стремительность, молниеносность. Фадеев показывал становление стихийности в со­знательное начало на примере Морозки. Метелица же, по-мое­му, — дополнение образа Левинсона. Сомнения и опыт командира сочетаются с решительным Метелицей. Это можно наблюдать на примере того, как ловко Левинсон подменяет стремительный план Метелицы более спокойным и осторожным. Автор показывает до­стоинства Метелицы, которыми не наделен Морозка. Но каждый герой по-своему индивидуален и неповторим. Естественное поведе­ние Морозки в начале романа характеризуется расхлябанностью, хулиганством, бесшабашностью и безотчетностью многих поступ­ков.

Но если Метелице и Морозке автор симпатизирует, то к Мечи-ку Фадеев испытывает полную антипатию. Автор показывает, как мелкобуржуазный интеллигент Мечик ищет романтики и героиче­ских подвигов в Гражданской войне. Но, увидев обыденность, во­ровство, издевательства, насмешки, ругательства в партизанской массе, Мечик разочаровывается. Мечик морален, но его качества проявляются только на словах, а не на деле. Мечик думает только о спасении своей собственной жизни, он ненадежен. Соприкасаясь со сложностью реальной жизни, он теряется, у него не остается идеалов: ни желанного подвига, ни чистой любви к женщине. Его трусость и неуверенность вскоре порождают предательство, кото­рое Фадеев клеймит позором. Мечик обладает абстрактным гума­низмом, который пассивен и не требует жестокости и суровости. Однако этот гуманизм причиняет страдания. Пожалев Фролова, Мечик сделал ему только хуже, причинил страдания. Его мораль направлена против него. По-моему, он не создан для подвигов и войны, да и вообще для такой жизни, в которой сейчас находится. Его душа слишком изнежена, совестлива и ранима. Фадеев пока: зывает, что партизанская среда не приняла этого интеллигента. Автор подчеркивает ненужность интеллигенции в большевистской борьбе. Но не все же интеллигенты такие, как Мечик.

Мне кажется, что Мечик просто не готов к борьбе, его неуверен­ность и юный романтизм породили отрицательные качества. В ре­зультате он предал товарищей. В становлении личности этого героя большую роль сыграла городская среда. Фадеев не принимает Ме-чика, хотя он симпатизирует врачу Сташинскому. Врач — это ин­теллигент, но бесконечно предан своему делу, своим идеалам, кото­рые никогда не предаст. Это показано на примере убийства Фроло­ва. Даже в критических ситуациях нельзя убивать безнадежного больного, но в данном случае не сделать этого тоже нельзя. Отсюда я могу сделать вывод, что и интеллигенция в революции играет то­же существенную роль.

 

Итак, на примере этого маленького отряда мы видим стихийное и сознательное становление масс. Этим и определяется главная и основная мысль «Разгрома». Фадеев определил ее так: «…в граж­данской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции от­сеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей». В романе есть и отбор, и отсев, и переделка людей. Но этот «отбор человеческого материала» ведет сама война. В результате погибают лучшие лю­ди, кто уже успел полюбиться читателю: Метелица, Бакланов. После своего духовного становления героически погибает Морозка. В отряде остаются такие никчемные люди, как Чиж. Но Фадеев фанатично верил в то, что происходит прорыв к добру и справед­ливости, к новой духовной жизни, к свободному радостному труду без буржуев. Но действительность порой была совсем другой, реа­лизм внедряется в жизнь, показывая героическую личность, воз­вышая и развивая ростки коммунизма в воображении. Я хочу за­метить, что исследование людей и событий не всегда ведет к поло­жительному результату. Выявляются и отрицательные стороны, которые нельзя скрывать и сглаживать, справедливость не всегда бывает чистой.

Однако мы должны отдать должное Фадееву за то, что он ярко раскрыл тему, идею и композицию романа, а также четко поста­вил две основные концепции. Первая — это единство мира и чело­века в нем, а вторая — гуманизм. Фадеев показал нам не только партизанский отряд, но и картину крестьянской жизни, без кото­рой немыслимо описание партизан, ведь почти все они рышли из крестьян. Вспомним Метелицу и Морозку. Гончаренко утверждал что в каждом из них сидит мужик. Автор показывает неразрыв­ность людей и крестьянского мира. Гуманизм в «Разгроме» пока­зан не через милостивое отношение к женам и детям противника, а через воздействие новых отношений на характеры и личность людей.

Основную тему и идею Фадеев определил в «переделке людей*. Именно этой главной мысли и подчинена композиция. Персонажей в романе немного, но автор внимательно исследует каждую лич­ность. Этому глубокому анализу изменений внутреннего мира чело­века в ходе борьбы и подчинена первая половина романа. Автор по­вествует о человеке, о его судьбе, о его испытаниях. Не зря же на­чало разгрома описано только в десятой главе. Но даже во время военных действий Фадеев прежде всего показывает состояние, по­ведение и переживания участников сражения. Автор довершает ха­рактер героя его поступками. В своем романе автор утверждает не­победимость народа в войне. Фадеев был настоящим солдатом пар­тии, истинным борцом за светлое будущее. Конечно, он видел и мрачные стороны действительности, но твердо верил, что вскоре они исчезнут. И мы должны отдать должное Фадееву за такую пре­данность делу, за самоотверженность и труд.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *