СИМВОЛИКА ЛУННОГО СВЕТА В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Голосуйте за сочинение

«Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, по мнению многих кри­тиков, самое гениальное произведение XX века в русской литерату­ре. Бесконечное множество смысловых пластов этого романа вклю­чает и злободневную сатиру на окружающий писателя мир, и рас­суждения о вечных этических проблемах. Автор создавал свое заве­щание, активно используя наследие мировой культуры. Но тради­ционные символы часто приобретали новый смысл в творчестве Булгакова. Так произошло и с понятиями «тьмы» и «света», ассо­циативно связанными со Злом и Добром. Привычная антитеза в ро­мане трансформировалась: появилось противопоставление двух основных астральных образов — солнца и луны.

Роман «Мастер и Маргарита» начинается с изображения мучений от жары, испытываемых героями: Берлиозом и Бездомным — в пер­вой главе, Пилатом — во второй. Солнце чуть не сводит с ума предсе­дателя МАССОЛИТа (он жалуется на галлюцинацию), усиливает страдания прокуратора Иудеи от приступа гемикрании. Более того, «час небывалого заката» — это указание на время появления на Пат­риарших прудах Сатаны. Удушающий зной четырнадцатого числа весеннего месяца Нисана становится фоном казни Иешуа — страш­ного греха Понтия Пилата. Жара оказывается символическим изо­бражением адского пекла. Обжигающие лучи солнца напоминают о расплате за содеянное зло. Лунный же свет не только облегчает стра­дания, но и открывает истину. Не случайно в финале романа именно с появлением луны на небосклоне «все обманы исчезли», «утонула в тумане колдовская нестойкая одежда» Воланда и его свиты. Уже это­го достаточно для вывода о предпочтительном отношении Булгакова к отраженному лунному свету по сравнению с прямым солнечным. Анализ проявления оппозиции «солнце — луна» на страницах рома­на позволяет лучше понять некоторые стороны философии автора.

Этическая проблематика «Мастера и Маргариты» непосредст­венно связана с Иешуа. С ним соотносится в произведении образ «света». Но писатель настойчиво подчеркивает, что Га-Ноцри во время допроса «сторонится от солнца», жгучие лучи которого несут ему скорую гибель. В видениях Пилата проповедник идет по лун­ной дороге. Отраженный свет вечного пути к Истине — это тот свет, который предлагает нам Иешуа.

Основной принцип построения романа «Мастер и Маргарита» — трехмерность. Каждое событие в одном из миров — историческом, фантастическом или московском — находит отклик в других. У ер-шалаимского проповедника был свой последователь в московском мире (Мастер), но идеи добра и человечности не нашли понимания среди живущих в XX веке. Следовательно, Мастера изгоняют в царство темных сил. Он перестает быть членом советского общества задолго до появления Воланда — с момента ареста. Создатель рома­на о Пилате — единственный параллельный Иешуа образ. Однако новый «евангелист» духовно слабее Га-Ноцри, и это отражено в астральной символике.

Во время визита к Ивану Бездомному Мастер прячется даже от

 

лунного света, хотя постоянно смотрит на его источник. Появление возлюбленного Маргариты у Воланда в лунном потоке подтвержда­ет родство Мастера с Иешуа, но, по словам Левия Матвея, Мастер заслужил покой, а не свет. Если говорить точнее, то он недостоин именно лунного света, связанного с безостановочным движением к Правде, потому что для Мастера это движение прервалось в момент сожжения рукописи. Дарованный ему вечный дом освещают пер­вые утренние лучи солнца или горящие свечи, и только в счастли­вом сне Ивана Бездомного-Понырева, получившего Откровение именно от Мастера, бывший «номер сто восемнадцатый» уходит со своей спутницей к луне по дороге Иешуа.

Лунный свет содержит в себе элемент мрака, поэтому Булгаков, осознающий единство сталкивающихся крайностей бытия, награж­дает им за приближение к Истине. Упорствующий в своих заблуж­дениях, ни во что не верящий Берлиоз в последний момент жизни видит разваливающуюся на куски луну, поскольку так и не понял, что Высшее знание лежит не в грубой эмпирической реальности, доступной человеческому зрению. Зато переродившийся Иванушка Бездомный, ставший профессором Института истории и философии Поныревым, обретает счастье в своих возвышенных снах, исцеляю­щих его память лунным наводнением.

Ученик Мастера сопоставлен с учеником Иешуа из историче­ских глав романа. Но Левий Матвей стремится «наслаждаться го­лым светом», поэтому он глуп, по выражению Воланда. Обращаясь к солнцу как к Богу в сцене казни учителя, обещая людям возмож­ность «смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл», Левий де­монстрирует неспособность к восприятию диалектических противо­речий и претендует на обладание Истиной, тогда как цель Иешуа — ее поиск. В силу фанатизма и ограниченности Левий в своих записях искажает слова Га-Ноцри, то есть распространяет лжеистины. Не случайно бывший сборщик податей появляется пе­ред Воландом на каменной террасе в тот момент, когда зажглось «изломанное ослепительное солнце».

Так же как Иешуа, который не является воплощением Абсолю­та, Воланд не только «дух зла и повелитель теней». Он олицетворя­ет начало, гармонизирующее крайности, в его «ведомство» входят и свет и тьма, причем сам он не склоняется ни к одному из полюсов. Уже внешний облик Воланда рисуется Булгаковым с явной целью подчеркнуть диалектическое единство противоположностей. Пра­вый глаз Сатаны — «с золотою искрой на дне», а левый — «пустой и черный… как вход в бездонный колодец всякой тьмы и теней». «Золотая искра» прямо ассоциируется с солнечным светом: в сцене на каменной террасе глаз Воланда горел точно так же, как солнце в окнах домов, «хотя Воланд был спиною к закату». Тьма сочетается в этом образе и с ночным светом: в финале повод коня Сатаны — лунные цепочки, шпоры всадника — звезды, а сам конь — глыба мрака. Такое изображение дьявола указывает на близость воззре­ний Булгакова к богомильскому дуализму, признающему сотрудни­чество Бога и Сатаны, что отличается от концепции официального христианства о непримиримой борьбы двух начал.

Явственно соотносится с луной главная героиня романа. «Свет-

 

лая королева Марго» возникает в потоке разлившейся лунной реки в снах Понырева. С желтыми цветами на черном фоне пальто она появляется в воспоминаниях Мастера, когда тот видит золотую лу­ну на ночном небе. Даже имя героини ассоциируется с лунным све­том: Маргарита означает «жемчужина*, цвет которой серебристый, матово-белый. С луной связаны все похождения Маргариты в обра­зе ведьмы, лунный свет ее приятно согревает. Непрекращающийся поиск — вначале настоящей любви, затем — потерянного возлюб­ленного — равноценен поиску Истины. Значит, Любовь открывает Знание, лежащее за пределами земной реальности.

Это знание скрыто от большинства жителей Москвы и Ершалаи-ма. Луны они не видят. Оба города ночью залиты искусственным освещением. Горят фонари на Арбате, сияет ‘ электричеством бес­сонный этаж одного из московских учреждений, спорят с луной два огромных пятисвечья над ершалаимским храмом. Это верный знак того, что ни Иешуа, ни Мастер не могут быть поняты своим окружением.

Реакция персонажа на лунный свет выявляет наличие у него ду­ши и совести. Понтий Пилат выстрадал возможность пойти по лун­ной дороге, искупив свой грех веками душевных терзаний. Нестер­пимая тоска, вызванная неясной самому прокуратору мыслью о бес­смертии, связана с раскаянием и чувством вины, не уменьшенными светом двенадцати тысяч лун. Бессовестный Иуда из искусственно освещенного Ершалаима попадает под тень деревьев, где получает за­служенную кару, так и не оставшись наедине с луной, не задумав­шись о совершенном предательстве. Не понимает знаков, посылае­мых позлащенной луной, Берлиоз, у которого нет души, потому что нет веры. Раздумья о жизни к поэту Рюхину приходят в час начина­ющегося рассвета, когда ни луны, ни солнца на небе нет. Не трону­тые смыслом и не согретые чувством стихи Рюхина бездарны. Вне философской символики света находится бесстрашный воин Марк Крысобой. Он не страдает от жары, при первом появлении закрывает собой солнце, факел в его руках перебивает свет луны, которую ищет глазами измученный прокуратор. Это живой автомат, находящийся вне сферы действия природных сил, подчиняющийся только прика­зу, заслоняющему Истину. Жалкими жертвами луны становятся те, чья жизнь пуста и бессмысленна: плачет в полнолуние Жорж Бенга­льский, напивается «до ужаса» в компании только «с полной луной» Никанор Иванович Босой, нелепо ведет себя Николай Иванович.

Таким образом, используя символику лунного света, Булгаков углубляет характеристику персонажей, проясняет авторское отно­шение к героям, облегчает читателю постижение философского смысла произведения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *