СИЛА И СЛАБОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ПОНИМАНИИ М. ГОРЬКОГО («Старуха Изергиль», «На дне»)

...

Голосуйте за сочинение

Во все века человек стремился к позна-
нию своего «я». Одна из основных, может
быть, главных целей искусства — раскрытие
этой тайны. Открыть человеку глубины его
души, сделать его лучше, сильнее — в той
или иной степени этого добивается каждый
писатель. Особенно это свойственно русской
литературе с ее глубочайшими нравственно-
философскими корнями. Проблему добра и
зла, силы и слабости человека пытались раз-
решить великие умы, люди, много выстра-
давшие и испытавшие — Пушкин, Толстой,
Достоевский.
Горький столкнулся с этой проблемой
очень рано. Уже в первых произведениях мо-
лодого писателя проявился не только неза-
урядный талант рассказчика и художника, но
и умение отстаивать свои убеждения. И позже
опыт жизни не притупил таланта, вера в свою
правоту лишь окрепла. Уже в самом начале
своего рассказа старуха Изергиль делит лю-
дей на «стариков с детства» и «юных, которые
любят». Это очень важно для Горького. Яркие,
сильные люди всегда были привлекательны
для него. Один лишь холодный ум без молодо-
го сердца не дает человеку истинной силы. Та-
ков Ларра — герой первой легенды. Недаром
его отец — орел — житель холодных вершин.
Гордости, уверенности в своем превосходстве
недостаточно для счастья. Это не сила Ларры,
а слабость. В понимании Горького лишь горя-
чая любовь к людям, к своему делу, к родной
земле дает человеку твердость в жизненных
испытаниях.
Данко, жертвующий собой ради других,
сильнее Ларры. В связи с этим возникает
важнейший вопрос: как действительно силь-
ный человек относится к окружающим? Это
один из основных вопросов, ответ на который
не дает вся мировая литература. Позиция
Горького здесь ясна. Кажущаяся сила Лар-
ры, которому люди якобы не нужны, не вы-
держивает испытания одиночеством.
В более поздних произведениях Горький
усложняет вопрос: одиночество среди лю-
дей — следствие ли это силы или слабости?
И дает ответ: сильный не может быть одино-
ким, он всегда среди людей — пусть чуждых
ему по духу, но страдающих. И это понима-
ет Сатин после встречи с Лукой. Но взгляды
этих героев все же расходятся в главном.
Лука считает, что слабый должен найти в
жизни опору и обязанность сильного — по-
мочь ему в этом. Сатин уверен, что действи-
тельно сильному не нужна опора и ждать
лучшего будущего в бездействии — не для
настоящего человека. Он приходит к этому
убеждению не сразу. Мы можем следить за
его развитием по ходу пьесы.
При первой встрече с обитателями ноч-
лежки мы видим, что перед нами люди глу-
боко страдающие и одинокие. Попав на самое
дно жизни после многих лишений, они стали
безжалостны к себе и к другим. Каждый за-
мкнут на своем горе и ведет о нем несконча-
емый рассказ, не слушая никого и не желая
быть услышанным. Ответ на жалобы — смех,
издевательства. Барона, живущего за счет
Насти, лишь забавляют ее слезы и фантазии.
Клещ презирает всех, он, «рабочий человек»,
вырвется из ночлежки, он не таков, как все
ее обитатели. И только после смерти Анны,
продав все свои инструменты, потеряв вся-
кую надежду, он понимает и принимает их
как товарищей по несчастью.
Каждый герой пьесы ищет опору в уходе
от жестокой реальности. Наташа, Васька Пе-
пел мечтают о будущем. Анна надеется на
успокоение после смерти. Актер «грезит» о
прошлом, с каждым разом расцвечивая его
все более яркими красками. Настя, у которой
нет ни прошлого, ни будущего, уходит от на-
стоящего в воображаемый мир «чистой люб-
ви». Лука попытался перенести их мечты в
реальный мир, и они терпят крах одна за
другой. Ведь эти мечты не облегчают реаль-
ности, а лишь в малой степени заменяют ее.
Всем им остается лишь беспробудное пьян-
ство, ибо пробуждение страшно.
Лишь сильный человек, утверждает Горь-
кий, способен смотреть в лицо реальности.
Но без цели в жизни, без уверенности в своих
возможностях изменить мир он не способен
противостоять невзгодам. И мы видим людей,
сильных духом, но не знающих долга перед
собой и окружающими. Бубнов, которому
многое дано, уже утратил себя. Барон издева-
ется над всеми и быстро теряет человеческие
черты. Сатин лишь в начале этого пути. Кто
знает, какая судьба ждала его, не появись
в ночлежке Лука. Недаром Сатин позже ска-
жет, что Лука подействовал на него, как кис-
лота на потускневшую монету. Сатин понима-
ет, что назначение сильного — не утешать
страдающих, а искоренять страдание, зло. Это
одно из самых твердых убеждений Горького.
Для Горького сила — в стремлении вперед
«к свободе, к свету». Лишь горячее сердце
и сильная воля, вера в победу помогут пройти
этот путь. И память о тех, кто на этом пути
пожертвовал собой ради других, как звез-
ды — искры сердца Данко — будут’ освещать
дорогу идущим следом.



Похожие сочинения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *