СИЛА ХАРАКТЕРА КАТЕРИНЫ (по драме А, Н. Островского «Гроза»)

Голосуйте за сочинение

Драма «Гроза», написанная в 1859 году,
является вершиной творчества А. Н. Остро-
вского. Она входит в цикл пьес о «темном
царстве» самодуров.
В то время Добролюбовым был поставлен
вопрос: «Кто бросит луч света в мрак темно-
го царства?» Ответ на этот вопрос был дан
А.Н.Островским его новой пьесой «Гроза»,
Две тенденции драматургии писателя — об-
личение и психологизм — очень хорошо об-
наружились в этом его произведении. «Гро-
за» — драма о судьбах молодого поколения.
Автор создал пьесу жизни, героями которой
стали обыкновенные люди: купцы, их жены
и дочери, мещане, чиновники.
Образ Катерины, главной героини пьесы,
является самым ярким. Добролюбов, подроб-
но анализируя это произведение, пишет, что
Катерина — «луч света в темном царстве».
Почему же именно она? Потому что только
Катерина, слабая женщина, выступила с про-
тестом, только о ней мы можем говорить как
о сильной натуре. Хотя, если рассматривать
поступки Катерины поверхностно,. можно
сказать обратное. Это мечтательница девуш-
ка, которая сожалеет о детских годах, когда
она жила, точно птичка на воле, с постоян-
ным ощущением счастья, радости и мамень-
ка в ней души не чаяла. Любила она в цер-
ковь ходить и не подозревала, какая ее ждет
жизнь.
Но закончилось детство. Вышла Катерина
замуж не по любви, попала в дом Кабановых,
с чего и начинаются ее страдания. Главная
героиня драмы — это птица, которую посади-
ли в клетку. Она живет среди представите-
лей «темного царства», но не может так жить.
Уже в первой встрече со зрителями героиня
выступает, может быть, не столько против
Кабановой, сколько защищая себя. Но это
уже первый шаг. Ведь мы помним, что тихая,
скромная Катерина, от которой иногда не ус-
лышишь и слова, еще будучи ребенком, чем-
то обиженная дома, уплыла одна в лодке
по Волге.
В самом характере героини были заложе-
ны цельность и бесстрашие. Она сама знает
это и говорит: «Такая уж я зародилась горя-
чая». В разговоре с Варварой Катерину не
узнать. Она произносит необычные слова:
«Отчего люди не летают?», которые кажутся
странными и непонятными Варваре, но много
значат для понимания характера Катерины
и ее положения в кабановском доме. Героиня
хочет ощущать себя вольной птицей, которая
может взмахнуть крыльями и полететь, но,
увы, она лишена такой возможности. Этими
словами молодой женщины А. Н. Островский
показывает, как тяжело ей переносить гнету-
щую неволю, деспотизм властной и жестокой
свекрови («Да здесь все как из-под неволи»).
Случайно вырвавшиеся слова героини гово-
рят о ее заветной мечте освободиться из этой
темницы, где подавляется и убивается любое
живое чувство.
Героиня изо всех сил сражается против
«темного царства», и именно то, что она не
может до конца смириться с кабановским
гнетом, обостряет уже давно назревавший
конфликт. Пророчески звучат ее слова, обра-
щенные к Варваре: «А уж коли очень мне
здесь опостылеет, так не удержат меня ника-
кой силой. В окно выброшусь, в Волгу ки-
нусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть
ты меня режь!»
Всепоглощающее чувство охватило Ка-
терину, когда она встретила Бориса. Геро-
иня одерживает победу над собой, в ней от-
крывается способность глубоко и сильно
любить, жертвуя всем ради возлюбленного,
которая говорит о ее живой душе, о том,
что не умерли в кабановском мире искрен-
ние чувства Катерины. Она уже не боится
любви, не боится разговоров: «Коли я для
себя греха не побоялась, побоюсь ли я люд-
ского стыда?» Катерина полюбила челове-
ка, в котором нашла что-то непохожее на
окружающих, но это было не так. Мы ви-
дим явный контраст между возвышенной,
одухотворенной, беспредельной любовью
героини и приземленным, осторожным ув-
лечением Бориса.
Но даже в такой трудной ситуации Кате-
рина пытается быть верной себе, своим жиз-
ненным принципам, она стремится подавить
любовь, которая сулит так много счастья и
радости. Героиня умоляет мужа взять ее
с собой, так как предвидит то, что с ней мо-
жет случиться. Но Тихон равнодушен к ее
мольбам. Катерина хочет дать клятву верно-
сти, но и тут Тихон не понимает ее. Она и
дальше пытается уйти от неизбежного. В мо-
мент первой встречи с Борисом Катерина ко-
леблется. «Зачем ты пришел, погубитель
мой?» — говорит она. Но по воле судьбы про-
исходит то, чего она так боялась.
Катерина не могла жить с грехом. В чет-
вертом акте пьесы мы видим ее покаяние.
Выкрики сумасшедшей барыни, удары гро-
ма, неожиданное появление Бориса приводят
впечатлительную героиню в небывалое вол-
нение, заставляют ее покаяться в содеянном,
тем более что Катерина всю жизнь боялась
умереть «со своими грехами» — не покаяв-
шись. Но в этом не только слабость, но и си-
ла духа героини, которая не могла, подобно
Варваре с Кудряшом, жить утехами потаен-
ной любви, не побоялась людского суда.
Не удар грома сразил молодую женщину.
Она сама бросается в омут, сама решает свою
судьбу, ища освобождения от невыносимых
мук такой жизни. Она считает, что домой ид-
ти, что в могилу, даже «в могиле лучше».
Она кончает жизнь самоубийством. Большое
мужество нужно для такого решения, и не-
даром ей, мертвой, завидует оставшийся
«жить… да мучиться» Тихон. Своим поступ-
ком Катерина доказала свою правоту, нрав-
ственную победу над «темным царством».
Катерина соединила в себе гордую силу,
независимость, которую Добролюбов расценил
как знак глубокого протеста против внешних,
в том числе социальных, условий жизни. Ка-
терина, которая своей искренностью, цельнос-
тью и безоглядностью чувств враждебна это-
му миру, подтачивает «темное царство». Сла-
бая женщина смогла выступить против него
и одержала победу.
Героиня Островского -^ поистине луч све-
та в «темном царстве». В ней поражает вер-
ность идеалам, духовная чистота, нравствен-
ное превосходство над окружающими. В обра-
зе Катерины писатель воплотил все лучшие
черты личности человека: вольнолюбие, неза-
висимость, талантливость, поэтичность, высо-
кие нравственно-этические качества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *