СИЛА ДУХА — СТРЕМЛЕНИЕ К СВЕТУ (по пьесе М. Горького «На дне»)

...
Голосуйте за сочинение

Открыть человеку глубины его души —
этого добивается в той или иной степени
каждый писатель. Одна из основных, может
быть, и главных целей искусства есть рас-
крытие этой тайны. Особенно это свойствен-
но русской литературе с ее глубочайшими
нравственно-философскими корнями. Про-
блему добра и зла, силы и слабости человека
пытались разрешить великие умы — Пуш-
кин, Толстой, Достоевский.
М. Горький столкнулся с этой проблемой
очень рано. Уже в самом начале рассказа
«Старуха Изергиль» молодой писатель делит
людей на «стариков с детства» и «юных, ко-
торые любят». Это очень важно для Горько-
го. Яркие, сильные люди всегда были при-
влекательны для него. Один лишь холодный
ум без молодого сердца не дает человеку ис-
тинной силы. Таков Ларра — герой первой
легенды. Но гордости, уверенности в своем
превосходстве недостаточно для счастья. Это
не сила Ларры, а «слабость.
В понимании Горького лишь горячая лю-
бовь к людям, к своему делу, к родной земле
дает человеку твердость духа. Данко, жерт-
вующий собой ради других, сильнее Ларры.
В связи с этим.возникает важнейший вопрос:
как сильный человек относится к окружаю-
щим? Позиция Горького здесь ясна. Кажу-
щаяся сила Ларры, которому люди якобы не
нужны, не выдерживает испытания одиноче-
ством.
В более поздних произведениях Горь-
кий усложняет вопрос: одиночество среди
людей — следствие ли это силы или слабо-
сти? И дает ответ: сильный не может быть
одинок, если он среди людей и сочувствует
слабым.
Кстати, это понимает Сатин после встре-
чи с Лукой. Но взгляды этих героев все же
расходятся в главном. Лука считает, что сла-
бый должен найти в жизни опору, а обязан-
ность сильного помочь ему в этом. Сатин уве-
рен, что действительно сильному не нужна
опора и ждать лучшего будущего в бездейст-
вии — не для настоящего человека.
Ведь с какими людьми мы встречаемся в
ночлежке из пьесы М. Горького «На дне»?
Мы видим, что перед нами люди глубоко
страдающие и одинокие. Попав на самое дно
жизни, они стали безжалостны к себе и к
другим. Каждый замкнут на своем горе и ве-
дет о нем нескончаемый рассказ, не слушая
никого и не желая быть услышанным. Ответ
на жалобы — смех, издевательства.
Барона, живущего за счет Насти, лишь за-
бавляют ее слезы и фантазии. Клещ, прези-
рая всех, считает, что он «рабочий человек»,
не такой, как все обитатели ночлежки и вско-
ре вырвется из нее. И только после смерти
Анны, продав все свои инструменты, потеряв
всякую надежду, он понимает и принимает со-
седей как товарищей по несчастью.
Герои пьесы ищут опору в уходе от жесто-
кой реальности. Наташа, Васька Пепел мечта-
ют о будущем. Анна надеется на успокоение
после смерти. Актер «грезит» о прошлом, боль-
ше придумывая его. Настя, у которой нет ни
прошлого, ни будущего, уходит от настоящего
в воображаемый мир «чистой любви».
Но эти грезы и мечты не облегчают
жизнь, а лишь в какой-то, очень малой степе-
ни заменяют ее. Всем им остается лишь од-
но —беспробудно пьянствовать, ибо пробуж-
дение страшно. Лишь сильный человек, ут-
верждает Горький, способен смотреть в лицо
реальности.
А сильны ли духом обитатели ночлежки?
Бубнов, которому многое дано, уже утра-
тил себя. Барон издевается над всеми и быс-
тро теряет человеческие черты. Сатин лишь
в начале какого-то пути. Кто знает, какая
судьба ждала бы его, не появись в ночлежке
Лука. Недаром Сатин позже скажет, что Лу-
ка подействовал на него, как кислота на по-
тускневшую монету.
Сатин понимает, что назначение сильно-
го — не утешать страдающих, а искоренять
зло. Это одно из самых твердых убеждений
Горького.
Для Горького сила — это стремление впе-
ред, «к свободе, к свету». Лишь горячее серд-
це и сильная воля, вера в победу помогут
пройти этот путь.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *