ШАРИКОВ И ШАРИКОВЩИНА (В повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)

загрузка...
Голосуйте за сочинение

Творчество Булгакова — вершинное явление русской художест­венной культуры XX века. Трагична судьба Мастера, лишенного возможности быть напечатанным, услышанным. С 1927 по 1940 год Булгаков не увидел ни одной своей строчки в печати.

Михаил Афанасьевич Булгаков пришел в литературу уже в го­ды Советской власти. Он испытал все сложности и противоречия советской действительности тридцатых годов. Детство и юность его связаны с Киевом, последующие годы жизни — с Москвой. Именно в московский период жизни Булгакова была написана повесть «Со­бачье сердце». В ней с блестящим мастерством и талантом раскры­та тема дисгармонии, доведенной до абсурда благодаря вмешатель­ству человека в вечные законы природы.

В этом произведении писатель поднимается на вершину сатири­ческой фантастики. Если сатира констатирует, то сатирическая фантастика предупреждает общество о грядущих опасностях и ка­таклизмах. Булгаков воплощает свою убежденность в предпочтите­льности нормальной эволюции перед насильственным методом вторжения в жизнь, он говорит о страшной разрушительной силе самодовольного агрессивного новшества. Эти темы вечны, и они не утратили своего значения и теперь.

Повесть «Собачье сердце» отличается предельно ясной автор­ской идеей: свершившаяся в России революция явилась не резуль­татом естественного духовного развития общества, а безответствен­ным и преждевременным экспериментом. Поэтому страну необхо­димо возвратить в ее прежнее состояние, не допустив необратимых последствий такого эксперимента.

Итак, посмотрим на главных героев «Собачьего сердца». Профес­сор Преображенский — демократ по происхождению и убеждениям, типичный московский интеллигент. Он свято служит науке, помога­ет человеку, никогда не навредит ему. Гордый и величественный, профессор Преображенский так и сыплет старинными афоризмами. Будучи светилом московской генетики, гениальный хирург занима­ется прибыльными операциями по омоложению стареющих дам.

Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решает посоревноваться с самой жизнью, создать нового человека, переса-

 

див собаке часть человеческого мозга. Так на свет появляется Ша­риков, воплощающий в себе нового советского человека. Каковы же его перспективы развития? Ничего впечатляющего: сердце бро­дячей собаки и мозг человека с тремя судимостями и ярко выра­женной страстью к алкоголю. Вот то, из чего должен развиться но­вый человек, новое общество.

Шариков во что бы то ни стало хочет выбиться в люди, стать не хуже других. Но он не может понять, что для этого надо проделать путь долгого духовного развития, требуется труд по развитию ин­теллекта, кругозора, овладение знаниями. Полиграф Полиграфо-вич Шариков (так теперь называют существо) надевает лакирован­ные ботинки и ядовитого цвета галстук, но в остальном его костюм грязен, неопрятен, безвкусен.

Человек с собачьим нравом, основой которого был люмпен, чув­ствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Конф­ликт между профессором Преображенским и человекообразным люмпеном абсолютно неизбежен. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. Вот одна из их бытовых сцен:

«— …Окурки на пол не бросать, в сотый раз прошу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова в квартире! Не плевать! Вон плевательница, — негодует профессор.

— Что-то вы меня, папаша, больно утесняете, — вдруг плаксиво выговорил человек».

Вопреки недовольству хозяина дома, Шариков живет по-своему: днем спит на кухне, бездельничает, творит всяческие безобразия, уверенный, что «в настоящее время каждый имеет свое право». И в этом он не одинок. Полиграф Полиграфович находит союзника в ли­це Швондера — местного председателя домкома. Тот несет такую же ответственность, как и профессор, за человекообразного монстра. Швондер поддержал социальный статус Шарикова, вооружил его идейной фразой, он его идеолог, его «духовный пастырь». Швондер снабжает Шарикова «научной» литературой, дает тому на «изуче­ние» переписку Энгельса с Каутским, Звероподобное существо не одобряет ни одного автора: «А то пишут, пишут… Конгресс, немцы какие-то…» Вывод он делает один: «Надо все поделить». Вот и выра­боталась психология Шарикова, Он инстинктивно учуял главное кредо новых хозяев жизни: грабь, воруй, растаскивай все созданное. Главный принцип социалистического общества — всеобщая уравни­ловка, называемая равенством. Все мы знаем, к чему это привело.

Звездным часом для Полиграфа Полиграфовича явилась его «служба». Исчезнув из дома, он предстает перед изумленным про­фессором эдаким молодцом, полным достоинства и уважения к се­бе, «в кожаной куртке с чужого плеча, в кожаных же потертых штанах и высоких английских сапожках». Неимоверный запах ко­тов сейчас же расплылся по всей передней. Ошарашенному профес­сору он предъявляет бумагу, в которой говорится, что товарищ Ша­риков состоит заведующим отделом чистки города от бродячих жи­вотных. Устроил его туда Швондер.

Итак, булгаковский Шарик совершил головокружительный прыжок: из бродячей собаки он превратился в санитара по очистке города от бродячих собак и кошек. Что ж, преследование своих —

 

характерная черта всех шариковых. Они уничтожают своих, слов­но заметая следы собственного.происхождения…

Последний аккорд шариковской деятельности — донос на про­фессора Преображенского. Нужно отметить, что именно в тридца­тые годы донос становится одной из основ социалистического обще­ства, которое правильнее было бы назвать тоталитарным. Только такой режим может иметь в своей основе донос,

Шарикову чужды стыд, совесть, мораль. У него отсутствуют че­ловеческие качества, есть лишь подлость, ненависть, злоба.

Однако профессор Преображенский все-таки не оставляет мысли сделать из Шарикова человека. Он надеется на эволюцию, посте­пенное развитие. Но развития нет и не будет, если сам человек к нему не стремится. Благие намерения Преображенского оборачива­ются трагедией. Он приходит к выводу, что насильственное вмеша­тельство в природу человека и общества приводит к катастрофиче­ским результатам. В повести профессор исправляет свою ошибку, превращая Шарикова обратно в пса. Но в жизни подобные экспери­менты необратимы. Булгаков сумел предупредить об этом в самом начале тех разрушительных преобразований, которые начались в нашей стране в 1917 году.

После революции были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тотали­тарная система этому очень способствует. Из-за того, что эти монст­ры проникли во все области жизни, Россия и переживает сейчас тяжелые времена.

Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всег­да среди нас. Их нёлюдская сущность все время проявляется. Су­дья осуждает невиновного, чтобы выполнить план по раскрытию преступлений; врач отворачивается от больного; мать бросает свое дитя; чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, го­товы предать своих же. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, так как в них проснулся нелюдь и втап­тывает их в грязь. Приходя к власти, нелюдь старается расчелове-чить всех вокруг, так как нелюдями легче управлять. У них все че­ловеческие чувства заменены инстинктом самосохранения.

Собачье сердце в союзе с человеческим разумом — главная угро­за нашего времени. Именно поэтому повесть, написанная в начале века, остается актуальной и в наши дни, служит предупреждением грядущим поколениям. Сегодняшний день так близок ко вчераш­нему… На первый взгляд кажется, что все изменилось, что страна стала другой. Но сознание и стереотипы остались теми же. Пройдет не одно поколение, прежде чем шариковы исчезнут из нашей жиз­ни, люди станут другими, не станет пороков, описанных Булгако­вым в его бессмертном произведении. Как хочется верить, что это время настанет!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *