САТИРИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»

загрузка...
Голосуйте за сочинение

Гоголь создавал свои произведения в тех
исторических условиях, которые сложились
в России после неудачи первого революцион-
ного выступления — восстания декабристов
1825 года. Новая общественно-политическая
обстановка поставила перед деятелями рус-
ской общественной мысли и литературы но-
вые задачи, которые нашли глубокое отра-
жение в творчестве Гоголя. Обратившись к
важнейшим общественным проблемам своего
времени, писатель пошел дальше по пути ре-
ализма, который был открыт Пушкиным и
Грибоедовым. Развивая принципы критичес-
кого реализма, Гоголь стал одним из вели-
чайших представителей этого направления
в русской литературе. Как отмечает Белин-
ский, «Гоголь первый взглянул смело и пря-
мо на русскую действительность».
Одной из основных тем в творчестве Го-
голя является жизнь русского помещичьего
класса, русского дворянства как господству-
ющего сословия, его судьба и роль в общест-
венной жизни. Характерно, что основным
способом изображения помещиков у Гоголя
является сатира. В образах помещиков от-
ражается процесс постепенной деградации
этого класса, выявляются все его пороки и
недостатки. Сатира Гоголя окрашена ирони-
ей и «бьет прямо в лоб». Ирония помогла пи-
сателю говорить о том, о чем говорить в цен-
зурных условиях было невозможно. Смех Го-
голя кажется добродушным, но он никого не
щадит, каждая фраза имеет глубокий, скры-
тый смысл, подтекст. Ирония — характер-
ный элемент гоголевской сатиры. Она при-
сутствует не только в авторской речи, но и
в речи персонажей. Ирония — одна из суще-
ственных примет поэтики Гоголя — придает
повествованию больший реализм, став худо-
жественным средством критического анализа
действительности.
В крупнейшем произведении Гоголя — по-
эме «Мертвые души» образы помещиков даны
наиболее полно и многогранно. Поэма постро-
ена как история похождений Чичикова, чи-
новника, скупающего «мертвые души». Ком-
позиция поэмы позволила автору рассказать
о разных помещиках и их деревнях. Характе-
ристике различных типов русских помещиков
посвящена почти половина первого тома по-
эмы (пять глав из одиннадцати). Гоголь созда-
ет пять характеров, пять портретов, которые
так непохожи друг на друга, и в то же время
в каждом из них выступают типичные черты
русского помещика.
Наше знакомство начинается с Манилова
и заканчивается Плюшкиным. В такой по-
следовательности есть своя логика: от одного
помещика к другому углубляется процесс ос-
кудения человеческой личности, разверты-
вается все более страшная картина разложе-
ния крепостнического общества.
Открывает портретную галерею помещи-
ков Манилов. Уже в самой фамилии прояв-
ляется его характер. Описание начинается
с картины деревни Маниловки, которая «не
многих могла заманить своим местоположе-
нием». С иронией описывает автор господский
двор, с претензией на «аглицкий сад с зарос-
шим прудом», жиденькими кустиками и с
бледной надписью: «Храм уединенного раз-
мышления». Говоря о Манилове, автор вос-
клицает: «Один Бог разве мог сказать, какой
был характер Манилова». Он добр по натуре,
вежлив, обходителен, но все это приняло
у него уродливые формы. Манилов прекрас-
нодушен и сентиментален до приторности.
Отношения между людьми представляются
ему идиллическими и праздничными. Мани-
лов совершенно не знает жизни, реальность
подменяется у него пустой фантазией. Он
любит поразмышлять и помечтать, при этом
иногда даже о вещах, полезных для кресть-
ян. Но его прожектерство далеко от запросов
жизни. О действительных нуждах крестьян он
не знает и никогда не думает. Манилов мнит
себя носителем духовной культуры. Когда-то
в армии он считался образованнейшим чело-
веком. Иронично автор высказывается об об-
становке дома Манилова, в котором «вечно
чего-нибудь недоставало», о его слащавых от-
ношениях с женой. В момент разговора о мерт-
вых душах Манилов сравнивается со слиш-
ком умным министром. Здесь ирония Гоголя
как бы нечаянно вторгается в запретную об-
ласть. Сравнение Манилова с министром озна-
чает, что последний не так уж и отличается от
этого помещика, а «маниловщина» — типич-
ное явление этого пошлого мира.
Третья глава поэмы посвящена образу
Коробочки, которую Гоголь относит к числу
тех «небольших помещиц, которые жалуют-
ся на неурожаи, убытки и держат голову не-
сколько набок, а между тем набирают понем-
ногу деньжонки в пестрядевые мешочки,
размещенные по ящикам комода». Эти день-
жонки получаются от продажи самых разно-
образных продуктов натурального хозяйства.
Коробочка поняла выгоду торговли и после
долгих уговоров соглашается продать такой
необычный товар, как мертвые души. Ирони-
чен автор в описании диалога Чичикова и Ко-
робочки. «Дубинноголовая» помещица-долго не
может понять, что от нее хотят, выводит Чи-
чикова из себя, а потом долго торгуется, бо-
ясь «лишь бы не прогадать». Кругозор и ин-
тересы Коробочки не выходят за пределы ее
усадьбы. Хозяйство и весь ее быт носят пат-
риархальный характер.
Совершенно иную форму разложения
дворянского сословия Гоголь рисует в образе
Ноздрева (IV глава). Это типичный человек
«на все руки». В его лице было что-то откры-
тое, прямое, удалое. Для него характерна
своеобразная «широта натуры». Как иронич-
но отмечает автор, «Ноздрев был в некото-
ром отношении исторический человек». Ни
на одном собрании, где он был, не обходилось
без историй! Ноздрев с легким сердцем про-
игрывает в карты большие деньги, обыгрыва-
ет на ярмарке простака и тут же «просажи-
вает» все деньги. Ноздрев — мастер «лить
пули», он бесшабашный хвастун и несусвет-
ный враль. Ноздрев везде ведет себя вызы-
вающе, даже агрессивно. Речь героя насыще-
на бранными словами, при этом он имеет
страстишку «нагадить ближнему». В образе
Ноздрева Гоголь создал новый в русской
литературе социально-психологический тип
«ноздревщины».
При описании Собакевича сатира автора
приобретает более обличительный характер
(V глава поэмы). Он мало похож на предыду-
щих помещиков: это «помещик-кулак», хит-
рый, прижимистый торгаш. Он чужд мечта-
тельному благодушию Манилова, буйному
сумасбродству Ноздрева, накопительству
Коробочки. Он немногословен, обладает же-
лезной хваткой, себе на уме, и мало найдет-
ся людей, которым удалось бы его обмануть.
Все у него прочно и крепко. Гоголь находит
отражение характера человека во всех окру-
жающих вещах его быта. В доме Собакеви-
ча все удивительно напоминало его самого.
Каждая вещь как бы говорила: «И я тоже Со-
бакевич». Гоголь рисует фигуру, поражаю-
щую своей грубостью. Чичикову он показался
весьма похожим «на средней величины мед-
ведя». Собакевич — циник, не стыдящийся
морального уродства ни в себе, ни в других.
Это человек, далекий от просвещения, твер-
долобый крепостник, заботящийся о кресть-
янах только как о рабочей силе. Характерно,
что, кроме Собакевича, никто не понимал
сущности «негодяя» Чичикова, а он прекрас-
но понял сущность предложения, которое от-
ражает дух времени: все подлежит купле-
продаже, из всего следует извлечь выгоду.
VI глава поэмы посвящена Плюшкину,
имя которого стало нарицательным для обо-
значения скупости и моральной деградации.
Этот образ становится последней ступенью
в вырождении помещичьего класса. Знаком-
ство читателя с персонажем Гоголь начинает,
как обычно, с описания деревни и усадьбы
помещика. На всех строениях была заметна
«какая-то особенная ветхость». Писатель ри-
сует картину полнейшего разорения когда-то
богатого помещичьего хозяйства. Причиной
этого является не мотовство и безделье поме-
щика, а болезненная скупость. Это злая са-
тира на помещика, ставшего «прорехой на
человечестве».-«Сам хозяин — бесполое су-
щество, напоминающее ключницу. Этот ге-
рой не вызывает смеха, а только горькое со-
жаление.
Итак, пять характеров, созданных Гого-
лем в «Мертвых душах», разносторонне ри-
суют состояние дворянско-крепостнического
класса. Манилов, Коробочка, Ноздрев, Соба-
кевич, Плюшкин — все это различные фор-
мы одного явления — экономического, соци-
ального, духовного упадка класса помещи-
ков-крепостников.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *