САТИРИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И ИХ РОЛЬ В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»

...

Голосуйте за сочинение

Проблема и идея романа И.С.Тургенева
«Отцы и дети» заключены в самом его назва-
нии. Неизбежное и вечное противостояние
старшего и младшего поколений, обусловлен-
ное изменяющимся духом времени, можно
рассматривать как в трагическом ключе (как
сделал это, например, Ф. М. Достоевский в ро-
мане «Бесы»), так и в сатирическом и даже
юмористическом. Можно сказать, что юмора в
романе больше, чем сатиры. Сатира только об-
личает (сатира может быть едкая, злая, ост-
рая), тогда как юмор не только смешит, но при
этом еще вызывает сожаление и даже сочув-
ствие (юмор — мягкий, добрый и т. п.).
В самом деле, встает вопрос, кого же об-
личает Тургенев — «отцов» или «детей»? По
возрасту, характеру, образу жизни автор во
время написания романа был «отцом». И он
не мог не видеть, что за нигилизмом и эго-
центризмом молодежи стоит желание заме-
нить веру знанием, а пассивную надежду —
активными действиями, хотя сам Тургенев
и не принимал максималистского подхода
к жизни. Из неприятия и непонимания ро-
дился замысел романа «Отцы и дети». Но это
не категорическое отрицание, а желание ра-
зобраться. В этом Тургеневу помогают юмор
и сатира.
Такой подход Тургенев применяет к каж-
дому своему персонажу, исключая, пожалуй,
одну лишь Одинцову. Роман начинается со
сцены приезда Аркадия и Базарова в Марьи-
но, имение Кирсановых. Достаточно вспом-
нить, как Аркадий по поводу и без повода упо-
требляет слово «отец» вместо «папа», разгова-
ривает нарочито низким голосом, пытается
вести себя развязно, явно подражая при этом
Базарову. Но у него ничего не получается, все
выглядит неестественно, потому что в душе
Аркадий так и остался тем же мальчиком, ка-
ким уехал из родного гнезда.
Сама усадьба, построенная на открытом
месте (результат беспочвенных мечтаний
Николая Петровича), и ее хозяева, Николай
Петрович и Павел Петрович Кирсановы, вы-
зывают улыбку, но другого рода: грустную,
ностальгическую. Это грусть по уходящей в
прошлое эпохе старосветских помещиков и
аристократов.
С точки зрения Базарова они — чудаки,
их жизнь бесполезна для общества. Гумани-
стически настроенный Николай Петрович
дал крестьянам волю и этим оказал им мед-
вежью услугу. Его игра на виолончели, как
и начищенные до зеркального блеска полуса-
пожки Павла Петровича не способны улуч-
шить жизнь народа, и уж тем более не в со-
стоянии повысить его культурный уровень.
Все это так, как бы говорит Тургенев, но
без этих чудаков не было бы поэзии, искус-
ства, музыки. Братья, внешне такие разные,
схожи своей душевной целостностью. Кирса-
новы любят Пушкина, Базаров не понимает
этого поэта и поэзию вообще, потому что. не
принимает поэтических идеалов.
Над Базаровым автор шутит редко. Крас-
ные руки, взлохмаченные волосы, неуклю-
жие, но уверенные движения придают внеш-
ности Базарова что-то звериное. У зверя есть
воля к действию, есть физическая сила,
есть инстинкт, но у него нет «полноты ра-
зума». Ведь называть человека разумным,
если тот отрицает опыт прошлых поколе-
ний («мы не признаем авторитетов»), все-
таки неверно.
Жизнь сыграла с Базаровым злую шутку.
Он, не веривший в любовь, вдруг полюбил,
но его любовь была отвергнута. Примеча-
тельно, что умер Базаров не в бою и не в до-
роге, как и подобало, казалось бы, яркому
представителю молодого бунтующего поко-
ления, а в родном доме, на руках у тех же
«старосветских помещиков», каковыми явля-
лись его родители.
Во всем романе, в целом грустном и доб-
ром, как и все, что написал Тургенев, есть
только два персонажа, достойных острых са-
тирических уколов: Кукшина и Ситников.
Первую Тургенев спрашивает: «Что ты пру-
жишься?» Чего не хватает этому существу
с маленьким, красненьким носиком, почему
Кукшина для поддержания внимания и ува-
жения к себе не делает ровным счетом ниче-
го? Бессмысленно пылятся журналы, кото-
рые никогда никто не прочтет, бессмысленно
само ее существование. Неслучайно рядом
с ней Тургенев ставит такого пустейшего че-
ловека, как Ситников; он и места в романе
занимает меньше всех. Сын трактирщика
мечтает сделать народ счастливым, поль-
зуясь при этом прибылью с заведений своего
отца. Подобные персонажи могут рассматри-
ваться только как пародийные. Ситников при
Базарове, как Грушницкий при Печорине (то
же самое можно сказать о Кукшиной и Один-
цовой). Но если для Лермонтова образ Груш-
ницкого служил средством раскрытия образа
Печорина, то Тургенев использует отрица-
тельное для придания большего веса поло-
жительному.
С помощью юмористических и сатириче-
ских приемов автор выражает свое отноше-
ние к персонажам. В сцене спора и дуэли Ба-
зарова и Павла Петровича Кирсанова юмор
переходит в фарс, потому что «дети» не
должны убивать «отцов», а «отцы» застав-
лять «детей» думать так же, как думают они.
Проблема «отцов и детей» вечна, и относить-
ся к ней лучше с юмором, как это и делал
Тургенев.



Похожие сочинения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *