РОССИЯ И РУССКИЙ НАРОД В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»

...
Голосуйте за сочинение

Русь! куда ж несешься ты?
Дай ответ. Не дает ответа.
Н. В. Гоголь
Интерес к творчеству Гоголя не ослабева-
ет и в наши дни. Наверное, причина в том,
что Гоголь сумел наиболее полно показать
черты характера русского человека, величие
и красоту России. В статье «В чем же нако-
нец существо русской поэзии и в чем ее осо-
бенность», начатой еще до «Мертвых душ»,
Гоголь писал: «Поэзия наша не выразила нам
нигде русского человека вполне, ни в том ви-
де, в каком он должен быть, ни в той дейст-
вительности, в какой он есть». Здесь намече-
на задача, которую Гоголь собирался ре-
шить в «Мертвых душах».
В поэме Гоголь рисует два противополож-
ных мира: с одной стороны, показана настоя-
щая Россия с ее несправедливостью, стяжа-
тельством и грабежом, с другой — идеаль-
ный образ будущей .справедливой и великой
России. Этот образ в основном представлен в
лирических отступлениях и размышлениях
самого писателя.
«Мертвые души» начинаются с изобра-
жения городской жизни, набросков картин
города и описания чиновнического общества.
Пять глав поэмы отведены на изображение
чиновников, пять — помещиков и одна — на
биографию Чичикова. В результате воссоз-
дается общая картина России с огромным
числом действующих лиц разных положений
и состояний, которые выхватываются Гого-
лем из общей массы, ведь помимо чиновни-
ков и помещиков Гоголь описывает и других
433
городских и сельских жителей — мещан,
слуг, крестьян. Все это складывается в слож-
ную панораму жизни России, ее настоящее.
Типичными представителями этого настоя-
щего в поэме являются бесхозяйственный
помещик Манилов, мелочная, «дубинноголо-
вая» Коробочка, безалаберный прожигатель
жизни Ноздрев, прижимистый Собакевич и
скряга Плюшкин. Гоголь со злой иронией по-
казывает душевную пустоту и ограниченность,
тупость и стяжательство этих вырождаю-
щихся помещиков-душевладельцев. У этих
людей осталось так мало человеческого, что
их ‘в полной мере можно назвать «прорехами
на человечестве».
Мир «Мертвых душ» страшен, отврати-
телен и безнравственен. Это мир, лишенный
духовных ценностей. Помещики, обыватели
губернского города не единственные его
представители. В нем, этом мире, живут и
крестьяне. Но Гоголь отнюдь не склонен их
идеализировать. Вспомним начало поэмы,
когда Чичиков въехал в город. Два мужика,
рассматривая бричку, определили, что одно
колесо не в порядке и Чичиков далеко не
уедет. Гоголь не скрыл, что мужики стояли
около кабака. Бестолковыми показаны в по-
эме дядя Митяй и дядя Миняй, крепостной
Манилова, просящийся на заработки, а сам
идущий пьянствовать. Девочка Пелагея не
умеет отличить, где право, где лево. Про-
шка и Мавра забиты и запуганы. Гоголь не
обвиняет их, а, скорее, добродушно смеется
над ними.
Описывая кучера Селифана и лакея Пет-
рушку — дворовых слуг Чичикова, автор
проявляет доброту и понимание. Петрушка
охвачен страстью к чтению, хотя его больше
привлекает не то, что он читает, а сам про-
цесс чтения, как это из букв «вечно выходит
какое-нибудь слово, которое иной раз Черт
знает что значит». Мы не видим в Селифане
и Петрушке высокой духовности и нравст-
венности, но они уже отличаются от дяди
Митяя и дяди Миняя. Раскрывая образ Се-
лифана, Гоголь показывает душу русско-
го мужика и старается понять эту душу.
Вспомним, что он говорит о значении почесы-
вания в затылке у русского народа: «Что оз-
начало это почесывание? и что вообще оно
значит? Досада ли на то, что вот не удалась
задуманная назавтра сходка со своим бра-
том… или уже завязалась в новом месте кат
кая зазнобушка сердечная… Или просто
жаль оставлять отогретое место на людской
кухне под тулупом, с тем чтобы вновь та-
щиться под дождь и слякоть и всякую до-
рожную невзгоду?»
Выразителем идеального будущего Рос-
сии является Россия, описанная в лиричес-
ких отступлениях. Здесь тоже представлен
народ. Пусть народ этот состоит из «мертвых
душ», но он обладает живым и бойким умом,
это народ, «полный творящих способностей
души…». Именно у такого народа могла по-
явиться «птица-тройка», которой без труда
управляет ямщик. Это, например ярослав-
ский расторопный мужик, который «одним
топором да долотом» смастерил чудо-эки-
паж. Его и других мертвых крестьян купил
. Чичиков. Переписывая их, он рисует в своем
воображении их земную жизнь: «Батюшки
мои, сколько вас здесь напичкано! что вы,
сердечные мои, поделывали на своем веку?»
Мертвые крестьяне в поэме противопостав-
лены живым крестьянам с их бедным внут-
ренним миром. Они наделены сказочными,
богатырскими чертами. Продавая плотника
Степана, помещик Собакевич описывает его
так: «Ведь что за силища была! Служи он в
гвардии, ему бы бог знает что дали, трех ар-
шин с вершком ростом».
Образ народа в поэме Гоголя постепенно
перерастает в образ России. Здесь тоже про-
сматривается противопоставление настоящей
России идеальной будущей России. В начале
одиннадцатой главы Гоголь дает описание
России: «Русь! Русь! Вижу тебя…» и «Какое
странное, и манящее, и несущее, и чудесное
в слове: дорога!» Но эти два лирических от-
ступления разрываются фразами: «Держи,
держи, дурак!» — кричал Чичиков Селифану.
«Вот я тебя палашом! — кричал скакавший
навстречу фельдъегерь с усами в аршин. —
Не видишь, леший дери твою душу: казенный
экипаж!..»
В лирических отступлениях автор обра-
щается к «необъятному простору», «могуче-
му пространству» русской земли. В послед-
ней главе поэмы бричка Чичикова, русская
тройка превращается в символический образ
России, стремительно несущейся в неведо-
мую даль. Гоголь, будучи патриотом, верит
в светлое и счастливое будущее Родины. Го-
голевская Россия в будущем — великая и
могучая страна.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *