РОМАН В СТИХАХ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ

...
Голосуйте за сочинение

А. С. Пушкин работал над своим самым
значительным творением больше семи лет.
Начинал роман поэт в 1823 году, а закончил
в 1830-м, впрочем, знаменитое «письмо Оне-
гина» было написано еще спустя год. В этот
период в социально-политической жизни стра-
ны произошли огромные перемены. Подъем
общественного самосознания, начавшийся
после победы в Отечественной войне 1812 го-
да сменился периодом жестокой реакции по-
сле событий 14 декабря 1825 года. Друзья
поэта, его сверстники и единомышленники
перестали существовать как общественная
сила. «События в романе происходят до вы-
ступления декабристов, но трагические собы-
тия 1825 года наложили печать жесткой требо-
вательности на мысли и поступки героев.
«Евгений Онегин» — первое произведение
в истории русской литературы, в котором ав-
тору удалось создать широчайшую панораму
действительности, раскрыть важнейшие про-
блемы своего времени. В огромном зеркале ро-
мана читатели узнали жгучую современность,
себя и своих знакомых, деревню, город и сто-
лицу, помещиков и крепостных. Они услы-
шали живую разговорную, искреннюю речь
лучшего из своих современников. За ши-
рокий охват жизненных тем, за глубину
и точную передачу исторических деталей
В. Г. Белинский назвал роман «Евгений Оне-
гин» энциклопедией русской жизни и в выс-
шей степени народным произведением.
С присущей ему точностью Пушкин осве-
щает экономическую и культурную жизнь
России первой четверти XIX века. Мы ми-
моходом узнаем структуру торговых отно-
шений России: за лес и сало из-за границы
ввозились всевозможные декоративные ук-
рашения, безделушки: «гребенки, пилочки
стальные, прямые ножницы, кривые и щетки
тридцати родов и для ногтей и для зубов».
С восхищением описывает автор театр, балет
своего времени: драматург Озеров «дани на-
родных слез, рукоплесканий с младой Семе-
новой делил», самым известным постановщи-
ком балетов был Дидло, известная балерина
Истомина была «блистательна, полувоздуш-
на, смычку волшебному послушна».
На фоне написанной картины жизни стра-
ны Пушкин представил в романе практически
все социальные группы русской нации — от
крепостного крестьянства до столичной арис-
тократии. Автор противопоставляет праздной
жизни представителя «золотой дворянской
молодежи» Онегина деловую, размеренную
жизнь трудового Петербурга. Образ жизни
аристократии противоестественный: в нем
смешались день и ночь, нет места здоровому,
целеустремленному труду:
Но, шумом бала утомленный
И утро в полночь обратя,
Спокойно спит в тени блаженной
Забав и роскоши дитя.
Проснется за полдень, и снова
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра.
Бессмысленность этого праздного сущест-
вования, не дающего пищи ни уму, ни сердцу,
приносит лишь душевную опустошенность,
скуку и выглядит еще более укоряюще на
фоне содержательной жизни делового Пе-
тербурга:
…А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробужден.
Встает купец, идет разносчик,
На,биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка спешит,
Под ней снег утренний хрустит.
Проснулся утра шум приятный.
Главный герой, умный, критически мыс-
лящий человек, разочарован в окружающей
среде, в эгоистичных людях, вполне удовле-
творенных своим высоким положением в об-
ществе:
Тут был, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лицы,
Непроходимые глупцы…
Правда, автор дает и другую оценку выс-
шему обществу, лучшие представители кото-
рого составляют элиту нации, берут на себя
ответственность за судьбу страны, посвящают
свои знания и опыт служению отечеству.
Дворянская Москва, гордящаяся своими
устоями, традициями, изображена Пушкиным
достаточно сатирически. Поэт гордится горо-
дом как символом исторической памяти наро-
да, символом национального единства, но ду-
ховная ограниченность московского дворянст-
ва отталкивает его:
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно…
Не улыбнется томный ум,
Не дрогнет сердце, хоть для шутки.
И даже глупости смешной
В тебе не встретишь, свет пустой.
Еще более сатирически выглядит в романе
провинциальное дворянство. Поэту нравится
простота отношений и хлебосольство деревен-
ских помещиков, но именно неприятие безду-
ховности и ограниченности этого социального
слоя и роднит главных героев.
Их разговор благоразумный
О сенокосе, о вине,
О псарне, о своей родне,
Конечно, не блистал ни чувством,
Ни поэтическим огнем,
Ни остротою, ни умом,
Ни общежития искусством.
Неспособность критически оценить свое
существование отталкивает главных героев
и автора от этого общества. Поэт даже изоб-
разил деревенских помещиков в сне Татьяны
в образах получудовищ, полулюдей.
В своем романе Пушкин изобразил также
и жизнь крестьян, их жизнь, мировосприя-
тие, моральные устои. Няня Татьяны Лари-
ной с крестьянской непосредственностью
рассказывает историю своего печального за-
мужества. В словах няни, где она говорит про
свой удел: «Так, видно, Бог велел», — сми-
ренность покорность и терпеливость просто-
го русского народа.
В романе нашли отражение все слои рус-
ского общества. Все стороны русской дейст-
вительности, все проблемы современной
жизни отразил А. С. Пушкин в своем велико-
лепном произведении.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *