РОМАН-ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ (Е. И. Замятин. «Мы»)

загрузка...
Голосуйте за сочинение

Роман Евгения Замятина «Мы» был написан в последние годы Гражданской войны, когда было уже понятно, что власть останется в руках большевиков. В это время общество волновал вопрос о том, какое будущее ждет Россию, и многие писатели и общественные де­ятели пытались дать на него свой ответ.

Среди них был и Евгений Замятин, представивший собственный взгляд на проблему в своем романе-антиутопии «Мы».

Он высказал сомнение по поводу возможности построения идеа­льного общества при помощи вмешательства в естественный ход жизни и подчинения ее какой-либо теории. Замятин показал читате-

 

лю общество будущего, явившееся результатом таких действий, где человек только винтик в бездушной машине Единого Государства, лишенный свободы, души и даже имени; где провозглашаются тео­рии о том, что «несвобода» — истинное «счастье», естественное со­стояние для человека, потерявшего свое «я» и являющегося ничтож­ной и незначительной частью всеохватывающего безличного «мы». Вся жизнь граждан Единого Государства строго регламентирована и открыта всеобщему обозрению, что было сделано для эффективности обеспечения государственной безопасности. Итак, перед нами тота­литарное государство, к сожалению не далекое от реальных приме­ров, имевших место в мировой практике. Дело в том, что Замятин в своих прогнозах не ошибся: нечто подобное действительно было по­строено в Советском Союзе, для которого был характерен примат го­сударства над личностью, принудительный коллективизм и подав­ление легальной деятельности оппозиции. Еще один пример — фа­шистская Германия, в которой добровольная сознательная деятель­ность человека сводилась к удовлетворению животных инстинктов.

Роман Евгения Замятина «Мы» был предостережением для его современников и их потомков, предупреждением о надвигающейся опасности вмешательства государства во все сферы жизни граждан­ского общества, что может обеспечиваться за счет строгой регла­ментации «математически совершенной жизни», всеобщим стука-чеством и совершенной техникой.

Главный герой романа Д-503, от лица которого ведется повест­вование, считает жизнь общества Единого Государства совершенно нормальной, а себя — абсолютно счастливым человеком. Он рабо­тает над строительством гигантского космического корабля «Интег­рал», призванного подчинить «благодетельному игу разума» жите­лей соседних планет, находящихся в «диком состоянии свободы». Но нашлись люди, недовольные существующим положением дел и желающие вести бррьбу с порядками, установленными в Едином Государстве. Они создают заговор с целью захвата космического ко­рабля, для чего решают использовать возможности Д-503. В это время главный герой знакомится с женщиной, к которой вскоре начинает испытывать необыкновенное, необычайное чувство, кото­рое он до этого не знал. Это чувство его далекие предки назвали бы любовью. Его любовь — женщина «нумер» 1-330 — не просто «ну­мер», в ней сохранились обыкновенные человеческие чувства, есте­ственность и индивидуальность. Для Д-503 это настолько ново, не­ожиданно и незнакомо, что он не знает, как далее вести себя в дан­ной ситуации. Вместе с любимой женщиной от посещает Древний Дом, видит живую природу за Стеной. Все это приводит к тому, что Д-503 заболевает опаснейшей болезнью в Едином Государстве — у него появляется душа. В итоге заговор подавлен, 1-330 погибает в Колоколе, а главный герой после операции по удалению фантазии получает обратно утерянное спокойствие и «счастье».

В своем романе Евгений Замятин поднимает ряд важнейших для человечества проблем. Главнейшая из них — содержание сча­стья и способы его достижения. Автор полагает, что счастье, по­строенное искусственным путем, несовершенно и представляет со­бой лишь иллюзию. С моей точки зрения, важнейшей характери-

 

стикои человеческого счастья является соответствие желаний и возмржностей реальным условиям жизни. Если исходить из этого, то искусственное счастье теоретически возможно, но оно не будет всеобщим, так как интересы людей различны, а чем глубже будет осуществляться вмешательство в фантазию жизни общества извне, тем шире будет пропасть между довольными и недовольными суще­ствующей ситуацией, что обычно приводит к социальному взрыву. Таким образом, общество должно быть самоорганизующимся, по­строение же всеобщего счастья неестественным путем не просто не­возможно, а даже губительно.

Другая важнейшая проблема, рассматриваемая в романе, — со­отношение власти и религии. Для граждан Единого Государства их правитель — Благодетель — является и богом. Это характерно для многих тоталитарных государств. Теократия в видоизмененной форме присутствовала и в Советском Союзе, и в фашистской Герма­нии: имела место подмена религии официальной идеологией и дог­матикой. Слияние власти и религии является условием прочности государства, но оно исключает всякую возможность наличия свобо­ды в обществе.

Таким образом, Евгений Замятин в своем романе показал буду­щее тоталитарного государства, начавшего свое развитие в России в двадцатые годы, таким, каким он видел его через призму своих мыслей о проблемах, волновавших человечество в течение тысяче­летий, что делает данное произведение актуальным и по сей день. К сожалению, дальнейшие события, произошедшие в России и в мире, показали, что опасения писателя были верными: советские люди пережили и сталинские репрессии, и эпоху «холодной вой­ны», и застой… Остается надеяться, что жестокий урок прошлого будет воспринят правильно и ситуация, описанная Е. Замятиным в романе «Мы», не будет иметь аналогов в дальнейшем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *