РОМАН Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО «ЧТО ДЕЛАТЬ?» О ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

...
Голосуйте за сочинение

Первое прочтение романа Н. Г. Черны-
шевского вызовет у современного молодого
человека скорее всего усмешку. В самом деле,
странными кажутся отношения, принятые в
семье Лопухова и Веры Павловны. В доме
существуют нейтральные и ненейтральные
комнаты, и в ненейтральные комнаты ни муж,
ни жена не могут войти без стука. Да и вооб-
ще, вежливость супругов по отношению друг
к другу балансирует на грани неестественно-
сти, а очень часто и переходит эту грань. Ну
а то, что Лопухов и Вера Павловна постоян-
но называют друг друга «миленький» и «ми-
ленькая», и вовсе заставляет думать о пол-
ной неестественности их отношений.
Первое, что заставляет иначе увидеть
суть отношений между этими людьми и за-
подозрить себя самого в непроницательнос-
ти, — это то, что Лопухов оставляет меди-
цинскую академию за два месяца да оконча-
ния, — чтобы, женившись, избавить Верочку
Розальскую от гнета в родительском доме.
И это тот Лопухов, который разумно и раци-
онально утверждает, что поступками его все-
гда руководит выгода!
Что же понимает этот человек под словом
«выгода», если он способен на поступки, явно
нелогичные именно с точки зрения житей-
ского удобства? Эта мысль позволяет уви-
деть отношения между собою «новых людей»
(а с их-то помощью Чернышевский и пред-
ставляет человеческие отношения в романе)
несколько иначе…
Начинаешь понимать, что студент Лопухов,
оставляя академию, действительно поступает
в соответствии со своей выгодой. Все дело в
том, что подобные дела выгодны доброму и по-
рядочному человеку. А ведь именно о Дмитрии
Лопухове Чернышевский пишет: «У этих
людей, как Лопухов, есть магические слова,
привлекающие к ним всякое огорченное, оби-
жаемое существо». Нетрудно догадаться, что
«магические слова» являются выражением вы-
соких свойств человеческой, души. Чернышев-
ский уверен, что по-настоящему творит добро
тот, кто не любуется в это время собой. Эта ха-
рактеристика как нельзя лучше подходит к
личности Лопухова.
Для Лопухова человеческие отношения —
не торг по принципу «ты — мне, я — тебе»,
а эстафета: «ты — мне, я — другим». Не слу-
чайно Верочка, не испытывая любви к Лопу-
хову, дружески общаясь с .ним, сразу вос-
принимает, этот нравственный принцип. Ее
первый сон, в котором она освобождает лю-
дей из подвала, как раз и свидетельствует об
этом.
Стоит почувствовать этот главный, глу-
бинный принцип человеческих отношений,
исповедуемый главными героями, как начи-
наешь думать: а может быть, не так и важно,
каким образом они устраивают свой семей-
ный быт? Конкретные приметы быта меня-
ются в зависимости от времени, а главное
остается неизменным… Для современного
человека важно понять то главное, что опре-
деляет отношения «новых людей» в романе
«Что делать?»,
В полной мере отношения между людьми
раскрываются, когда на сцене появляется
Александр Кирсанов. Во многом он похож на
Лопухов’а. Оба они, по словам автора, грудью,
без связей, без знакомств прокладывали себе
дорогу. Оба приложили немало сил для того,
чтобы реализовать свои способности. И когда
в отношениях Кирсанова, Лопухова и Веры
Павловны сложился неразрешимый «любов-
ный треугольник», то все повели себя достойно
в тяжелейшей ситуации.
Кирсанов долго пытался отказаться от
всяких отношений с женой своего друга. Но
чувство оказывается сильнее логических пост-
роений, и герои романа «Что делать?» не были
бы самими собой, если бы строили свою жизнь
только по законам логики, игнорируя чувства.
Но существуют еще условия повседнев-
ной жизни, и каждый сам решает, как соот-
нести с ними свои чувства. Кирсанов и Вера
Павловна не могут соединить свои жизни, не
пройдя перед этим через унизительную для
всех процедуру развода. Понимая это, Лопу-
хов предпринимает единственный возмож-
ный шаг: решает уйти со сцены. Он делает
это, подчиняясь велениям той самой «выгоды»,
которая определяет для него человеческие от-
ношения вообще и собственные поступки, в ча-
стности. А по этой выгоде, если стремиться
к преобразованию жизни, мечтать о будущем,
в котором люди будут гармоничны и духовно
свободны, то и сегодня нужно быть не только
образованным, трудолюбивым и честным, но
и счастливым, полагаясь в этом не столько на
судьбу, сколько на себя.
Возможно, кто-то посчитает, что Лопухов
поступил неверно, кто-то одобрит его посту-
пок,, — это уже зависит от кодекса чести
каждого из нас. Лопухов повел себя так, как
нашел нужным: инсценировал самоубийство
и дал возможность Вере Павловне и Кирса-
нову быть вместе. Он уезжает за границу и
возвращается в Петербург только тогда, ког-
да былое чувство прошло.
Но самое главное заключается в том, что
человеческие отношения, построенные на та-
кой нравственной основе, не кажутся Черны-
шевскому чем-то из ряда вон выходящим. Он
прямо пишет об этом в романе: «Я держу па-
ри, что до последних отделов этой главы Ве-
ра Павловна, Кирсанов, Лопухов казались
большинству публики героями, лицами выс-
шей натуры… Нет, друзья мои… не они стоят
слишком высоко, а вы стоите слишком низ-
ко… На той высоте, на которой они стоят,
должны стоять, могут стоять все люди».
Здесь высказан главный урок, данный ге-
роями романа «Что делать?». Меняются поли-
тические системы, меняются жизненные уст-
ремления людей, а нравственные принципы
человеческих отношений остаются неизмен-
ными во все времена. Можно быть благодар-
ным писателю, который напоминает об этом.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *