РОЛЬ ПРИРОДЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. ГОРЬКОГО

загрузка...
Голосуйте за сочинение

В произведениях русских писателей при-
рода всегда играет большую роль. Возможно,
причина в том, что наши предки были языч-
никами, которые обожествляли и одухотво-
ряли природу. А может, это просто особен-
ность восприятия мира творчески одаренным
человеком — он видит не только темные сто-
роны жизни, но и все прекрасное и удиви-
тельное, что есть в ней.
Многие произведения М. Горького созда-
вались в начале XIX века. Это время многие
считали мрачным, «безгеройным». Поэтому
не удивительно, что его рассказы, повести,
романы и пьесы воспринимались как свежее
дуновение ветра, как светлый луч в непро-
глядной тьме. Читая страницы произведений
М. Горького, обращаешь внимание на то, что
даже самые тяжелые драмы, как правило,
изображаются им на фоне ослепительной,
играющей всеми красками природы. Вот, на-
пример, как начинается рассказ «Мальва»,
повествующий о трудной жизни, о конфлик-
те двух поколений: «Море — смеялось. Под
легким дуновением знойного ветра оно вздра-
гивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепи-
тельно ярко отражавшей солнце, улыбалось
голубому небу тысячами серебряных улы-
бок… Этот звук и блеск солнца, тысячекрат-
но отраженного рябью моря, гармонично сли-
вались в непрерывное движение, полное жи-
вой радости. Солнце было счастливо тем, что
светило; море — тем, что отражало его лику-
ющий свет». Красота и гармония, царящие
в природе, противопоставлены жизни людей,
в которой много некрасивого, мучительного,
грязного и даже страшного. Особенно сильно
этот контраст проявляется в эпизоде, когда
на фоне тишины, прелести красок заката
вдруг слышится «пьяный женский голос, ис-
терически выкрикивавший нелепые слова».
И эти слова, «гадкие, как мокрицы», разру-
шают чудо, оскорбляют музыку волн. Я ду-
маю, что без описаний природы было бы не-
возможно так сильно и достоверно Передать
всю неприглядность и мерзость жизни рабо-
чих на промыслах.
В других ранних произведениях писате-
ля много солнца, воздуха; свободой и трава-
ми благоухают степные просторы. И опять
неумолчно шумит, смеется, распевает гим-
ны море.
В начале рассказа «Старуха Изергиль»
пейзаж вызывает у читателя определенный
эмоциональный настрой, создает естествен-
ный фон свободной, вольной жизни. Море,
голубая мгла ночи, густые тени виноградных
лоз и ветер, который «тек широкой ровной
волной. Но иногда он точно прыгал через
что-то невидимое и, рождая сильный порыв,
развевал волосы женщин в фантастические
гривы, вздымавшиеся вокруг их голов». Ка-
жется, что именно так должна начинаться
сказка. И действительно: под влиянием на-
строения, навеянного красотой летнего вече-
ра, старуха Изергиль рассказывает легенды
о Ларре и Данко и историю собственной
жизни.
Природа не только украшает повествова-
ние, но и становится связующим звеном
между реальной жизнью и романтическим
миром сказок и легенд. Кроме того, она тес-
но связана с душевным состоянием героев.
Так, море в рассказе «Челкаш» — вольная
и свободная стихия, которая освободила ду-
шу Челкаша от мелкого стяжательства, от
унизительной жадности и страсти к деньгам.
Степь в рассказе «Дед Архип и Ленька», лес
в легенде о Данко изменяются по ходу раз-
вития сюжета. Если в начале произведения
природа спокойна и обыденна, то во время
основного конфликта она отражает душевное
напряжение героев: начинается гроза или
буря. Иногда природа имеет двойственный
характер. Она либо помогает людям, либо
противостоит им. Вот как описывает Горький
лес в легенде о Данко: «Там были болото
и тьма, потому что лес был старый и так гу-
сто переплелись его ветви, что сквозь них не
видать было неба, и лучи солнца едва могли
пробить себе дорогу до болот сквозь густую
листву. {…). Эти каменные деревья стояли
молча и неподвижно днем в сером сумраке
и еще плотнее сдвигались вокруг людей по
вечерам, когда загорались костры. И всегда,
днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо
крепкой тьмы, оно точно собиралось, разда-
вить их… А еще страшней было, когда ветер
бил по вершинам деревьев и весь лес глухо
гудел, точно грозил и пел похоронную песню
тем людям».
Когда же людям удается победить страх
благодаря великому подвигу Данко, то лес
отступает. Сказочно прекрасной предстает
перед ними земля: «И вот вдруг лес рассту-
пился перед ним, расступился и остался по-
зади, плотный и немой, а Данко и все те лю-
ди сразу окунулись в море солнечного света
и чистого воздуха, промытого дождем. Гроза
была — там, сзади них, над лесом, а тут си-
яло солнце, вздыхала степь, блестела трава
в брильянтах дождя и золотом сверкала ре-
ка…» Люди должны обязательно верить во
что-то светлое и радостное, что ждет их
впереди.
С природой обычно связан и главный ге-
рой, вокруг которого строится повествова-
ние. Челкаш чувствует себя свободным толь-
ко в море, умирающий Ларра смотрит в не-
бо. Такие штрихи позволяют полнее рас-
крыть характер героя, его чувства и пережи-
вания, взгляды на мир.
Описания ликующей, живописной приро-
ды усиливают ноту бодрости, надежды, дей-
ственной активности в творчестве писателя.
Горьковские пейзажи напоминают читателям
о непрерывном, вечном обновлении жизни,
зовут относится к ней мужественно, активно,
творчески.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *