Родион Раскольников и Соня Мармеладова (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

...
Голосуйте за сочинение

Родион Раскольников и Соня Мармеладова (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")

Роман «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского – во многом необычное
произведение, одной из его особенностей является то, что он написан
Достоевским после возвращения с каторги, когда у него преобладали
религиозные настроения и чувства. Это нашло свое отражение в том, что
обличение жизненных несправедливостей и мечта о «счастье человечества»
сочетаются в душе писателя с недоверием к попыткам силового изменения мира.
Достоевский не принимает революционный путь изменения и перерождения
общества. Он считает, что изначально все зло, которое сопровождает человека,
заключено в его душе, а потому при любом устройстве общества не избежать зла,
и человеческая душа остается той же самой. Выход из сложившейся ситуации и
путь нравственного совершенствования человека он видит только в православной
вере в Христа. Подобное мировоззрение Достоевского накладывает свой
отпечаток и на главных героев – Родиона Раскольникова и Соню Мармеладову.
Именно их мировоззрение и составляет идейную часть романа «Преступление и
наказание».
Важность образа Сони Мармеладовой трудно переоценить, она олицетворяет
собой нравственную правду Достоевского. Если бы пришлось охарактеризовать
образ и сущность Сони одним словом, то это слово было бы «любящая».
Образ Сони практически идеален, такой ее делает душевная чуткость к чужой
боли и деятельная любовь к ближнему. Посредством этого светлого общества
выражается авторская позиция в романе и произносится приговор. Для автора,
как и для его героини, все люди одинаково имеют право на жизнь. Никому не
дозволено получать счастье путем преступления, через чью-то беду. Цель не
оправдывает средства, и преступление не перестает им быть, кто бы и во имя
чего бы его не совершил.
Нельзя ставить личное счастье превыше всего. По мнению автора, человек
должен смиренно терпеть все, что выпало на его долю, и только через страдания
он становится выше и достигает подлинного, не эгоистического счастья. В эпилоге
романа Достоевский сказал: «Их воскресила любовь…» Нравственный человек
всегда чувствует ответственность не только за свои поступки, но и за любое зло и
несправедливость, которые встречаются на его пути. Так и Соня в душе ощущает
и свою вину в преступлении Раскольникова, поэтому она принимает так близко к
сердцу его поступок и пытается вместе с «преступившим» разделить его судьбу.
Важно, что все лучшие качества Сони, ее кротость, сочувствие и сострадание
всем униженным, воспитала в ней сама жизнь. Не будь Соня такой, какая она
есть, Раскольников не сумел бы раскрыть ей свою страшную тайну.
То, что Соня любит Раскольникова, помогает по-настоящему воскресить его к
новой жизни, это событие очень символически описывается в романе. По просьбе
Родиона Соня читает ему евангельскую сцену воскрешения Лазаря из «Нового
завета», которую Родион соотносит с собой. Встретив подлинное сочувствие,
Раскольников и второй раз «идет к ней уже как к близкому другу, сам признается
ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснять ей, зачем он это сделал,
просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь,
целовать землю и каяться перед всем народом».

Именно Соня, по мнению автора, должны была осудить Раскольникова за его
презрение к людям. То, что женщина, «преступившая» и загубившая душу,
человек высокого духа, одного разряда с Раскольниковым, не принимает
его «бунта», его «топора», которым, как казалось Раскольникову, был поднят и за
ее, оказывает сильнейшее воздействие на Родиона.
Для Сони гораздо страшнее смерти разврат. Поэтому такую большую роль
в отношениях Сони И Родиона играет взаимная сердечная деликатность и
искреннее уважение, которые так не похожи на привычные нравы того общества.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *