«РЕВИЗОР» — САТИРА НА КРЕПОСТНИЧЕСКУЮ РУСЬ

загрузка...
Голосуйте за сочинение

Пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор» впервые была
поставлена 19 апреля 1836 года в Петербург-
ском Александрийском театре. Николай I за-
метил: «Ну, пьеска! Всем досталось, а больше
всего — мне!» Позже, в «Авторской испове-
ди», Гоголь скажет: «В «Ревизоре» я решил-
ся собрать в одну кучу все дурное в России…
все несправедливости, какие делаются в тех
местах и в тех случаях, где больше всего
требуется от человека справедливости, и за
одним разом посмеяться над всем». Перед
нами современная Гоголю эпоха. На сюжет,
подсказанный Пушкиным, Гоголь создал глу-
боко правдивую комедию, проникнутую ост-
рым юмором, действительно, свалив «в одну
кучу» всех чиновников, во главе с городни-
чим, их жен и детей, купцов, мещан, поли-
цейских и других обитателей городка, рас-
тревоженного, как муравейник случайно по-
павшим в него жуком, известием о приезжем
чиновнике — вероятно, ревизоре.
Маленький, захолустный городок, где ца-
рит произвол и нет даже полицейского по-
рядка, где власти образуют корпорацию
мошенников и грабителей, воспринимаются
как символ всей николаевской системы. Эпи-
граф — «На зеркало неча пенять, коли рожа
крива» — обобщающий, обличительный смысл
«Ревизора». Весь строй пьесы давал понять,
что захолустный город, из которого, как ска-
зал городничий, «хоть три года скачи, ни до
какого государства не доедешь», есть только
часть громадного бюрократического целого.
Реакционеры кричали, что сюжет неправ-
доподобен, считая нереальным, чтобы такой
тертый калач, как городничий, мог принять
промотавшегося в дороге трактирного денди,
«сосульку», «тряпку» за ревизора. Но та-
кие случаи были нередки. Подобным обра-
зом однажды Пушкина в Нижнем Новгороде
приняли за ревизора. Главная причина, за-
ставившая всех проворовавшихся чиновни-
ков принять Хлестакова за ревизора, — это
страх, затуманивший глаза. Городничий,
плут первого разряда, неглуп, но он боится,
что его разоблачат, отсюда его слепота по от-
ношению к Хлестакову.
В комедии правдиво раскрыта психология
и характеры людей, которых в жизни можно
было встретить нередко. Хлестакова прини-
мают за крупного чина только потому, что он
«не платит и не едет». Городничий дает Хле-
стакову деньги и радуется, что сумел сунуть
взятку, это значит, что Хлестаков «свой»,
т. е. такой же взяточник.
Картина всеобщего мошенничества, взя-
точничества и произвола видна через реп-
лики чиновников (больных морят голодом,
у солдат под мундирами нет не только ниж-
него белья, но и даже рубах, деньги, собран-
ные на церковь, пропили и проели. Решили
объявить, что церковь построили, но она сгоре-
ла). Все чиновники — порождение вековой бю-
рократической системы, никто из них не чувст-
вует своего гражданского долга, каждый занят
своими ничтожными интересами, духовный и
нравственный уровень их крайне низок.
Судья Тяпкин-Ляпкин не заглядывает в
бумаги, потому что не может разобрать, где
правда, а где неправда. Многолетняя волокита
и взятки — таков суд в этом городе.
Смотритель богоугодных заведений Зем-
ляника давно махнул на все рукой, он знает
о воровстве в больницах, но ему нет дела до
людей. Он заявляет: «Умрет, так умрет, если
выздоровеет, то и так выздоровеет». Проны-
ра и плут Земляника еще и доносчик, он до-
носит мнимому ревизору на своих коллег.
Доносы при Николае I были в большом ходу.
Смотритель училищ Хлопов — запуган-
ное существо, он считает, что тупые учителя
приносят больше пользы, потому что без-
вредны и вольной мысли не допустят. Почт-
мейстер вскрывает чужие письма (намек на
шефа жандармов Бенкендорфа).
Образ Хлестакова — один из самых яр-
ких созданных Гоголем. Характер Хлестако-
ва совершенно новый в литературе. «Хлес-
таковщина» стала именем нарицательным.
Хлестаков — наивный баловень, пустейший
дворянчик, прожигающий средства своего от-
ца-помещика. Он пустышка, «без царя в го-
лове», и он же воплощение нахальства. У не-
го «легкость необыкновенная в мыслях». «Он
просто глуп, — писал Гоголь, — болтает, по-
тому что слушают, врет, потому что хорошо
поел и выпил хорошего вина». Он легко пере-
ходит от фанфаронства к трусости, от занос-
чивости к унижению. Всеми его поступками
руководит мелкое тщеславие, самое главное
для него пыль в глаза пустить. Он может со-
вершить любую подлость, потому что не име-
ет понятия о добре и зле. Он и игрок, и под-
лый волокита, и взяточник, и крепостник
(слуга голодает, ему это безразлично). Он
врет, а все видят в этом вранье исполнение
своих заветных желаний, их не шокирует,
когда он, завравшись, хватит лишнего.
На втором плане в пьесе: купцы, мастеро-
вые, полицейские — вся уездная Россия. Ти-
пичность персонажей Гоголя в том, что город-
ничие и держиморды будут при любом режиме.
В изображении характеров Гоголь развивает
традиции Грибоедова и Пушкина. «Ревизор» и
сейчас не сходит со сцен наших театров.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *