РЕЦЕНЗИЯ НА РОМАН В. П. АСТАФЬЕВА «ПЕЧАЛЬНЫЙ ДЕТЕКТИВ» (III вариант)

...
Голосуйте за сочинение

В. П. Астафьев является писателем, в чьих произведениях отра­жена жизнь людей XX века. Астафьев — человек, которому извест­ны и близки все проблемы нашей подчас нелегкой жизни. Виктор Петрович прошел войну рядовым, знает все тяготы послевоенной жизни. Я думаю, что он со своей мудростью и опытом относится к тем людям, к советам и наказам которых нужно не только прислу­шиваться, а стараться выполнять их. Но Астафьев не выступает в роли пророка, он просто пишет о том, что ему близко и что волнует его.

Хотя произведения Виктора Петровича относятся к современ­ной русской литературе, проблемам, которые в них часто поднима­ются, уже не одна тысяча лет. Вечные вопросы добра и зла, наказа­ния и справедливости уже давно заставили человека искать на них ответы. Но это оказалось делом очень сложным, потому что ответы кроются в самом человеке, а в нас переплелись добро и зло, чест­ность и бесчестье. Имея душу, мы часто бываем равнодушными. У всех есть сердце, но нередко нас называют бессердечными.

В романе Астафьева «Печальный детектив» поднимаются проб­лемы преступления, наказания и торжества справедливости. Тема романа — нынешняя интеллигенция и нынешний народ. В произ­ведении рассказывается о жизни двух небольших городков: Вейска и Хайловска, о людях, живущих в них, о современных нравах. Когда говорят о маленьких городах, в сознании возникает образ ти­хого, мирного места, где жизнь, наполненная радостями, течет медленно, без особых чрезвычайных происшествий. В душе появ­ляется чувство умиротворения. Но ошибается тот, кто так думает. На самом деле жизнь в Вейске и Хайловске течет бурным потоком. Молодые люди, напившись до такой степени, когда человек превра-

 

щается в животное, насилуют женщину, которая годится им в матери, а родители оставляют ребенка запертым в квартире на не­делю. Все эти картины, описанные Астафьевым, приводят читателя в ужас. Становится страшно и жутко от мысли о том, что исчезают понятия честности, порядочности и любви. Описание этих случаев в виде сводок является, на мой взгляд, важной художественной особенностью. Слыша каждый день о различных происшествиях, мы порой не обращаем внимания, а собранные в романе, они за­ставляют снять розовые очки и понять: если это произошло не с то­бой, то не значит, что это тебя не касается. Роман заставляет заду­маться над своими поступками, оглянуться назад и посмотреть, что ты сделал за прожитые годы. После прочтения задаешь себе во­прос: «А что я сделал доброго и хорошего? Замечал ли я, когда че­ловеку рядом со мной было плохо?» Начинаешь задумываться над тем, что равнодушие является таким же злом, как и жестокость. Я думаю, что поиск ответов на эти вопросы является целью произве­дения. В романе «Печальный детектив» Астафьев создал целую си­стему образов. Автор знакомит читателя с каждым героем произве­дения, рассказывая о его жизни. Главным героем является опера­тивный работник милиции Леонид Сошнин. Он — сорокалетний мужчина, получивший несколько ранений при исполнении служеб­ных обязанностей, — должен уйти на пенсию. Уйдя на заслужен­ный отдых, он начинает писать, пытаясь разобраться, откуда в че­ловеке так много злости и жестокости. Где она у него копится? От­чего вместе с этой жестокостью существует в русских людях жа- . лость к арестантам и равнодушие к самим себе, к соседу — инвали­ду войны и труда? Главному герою, честному и смелому оператив­ному работнику, Астафьев противопоставляет милиционера Федора Лебеду, который потихонечку служит, переходя с одной должности на другую. На особо опасных выездах он старается жизнью не рис­ковать и предоставляет право обезвреживать вооруженных пре­ступников своим напарникам, и не очень важно, что у напарника нет табельного оружия, потому что он недавний выпускник мили­цейского училища, а у Федора есть табельное оружие. Ярким обра­зом в романе является тетя Граня — женщина, которая, не имея своих детей, отдавала всю любовь детям, игравшим около ее дома на железнодорожной станции, а затем детям в Доме ребенка.

Часто герои произведения, которые должны вызывать отвраще­ние, вызывают жалость. Урна, превратившаяся из женщины, зани­мавшейся самодеятельностью, в пьяницу без дома и семьи, вызыва­ет сочувствие. Она орет песни и пристает к прохожим, но становит­ся стыдно не за нее, а за общество, отвернувшееся от Урны. Со­шнин говорит о том, что ей пытались помочь, но ничего не получи­лось, а теперь на нее просто не обращают внимания.

Есть в городе Вейске свои Добчинский и Бобчиндкий. Астафьев даже не изменяет фамилии этим людям и дает характеристику им цитатой из «Ревизора» Гоголя, опровергая тем самым известное из­речение о том, чтр ничто не вечно под луной. Все течет, все изменя­ется, а такие люди остаются, меняя одежду XIX века на модный костюм и рубашку с золотыми запонками XX века. Есть в городе Вейске и свое литературное светило, которое, сидя в своем кабине-

 

те, «окутавшись сигаретным дымом, дергалось, елозило на стуле и сорило пеплом».

Это Сыроквасова Октябрина Перфильевна. Именно этот чело­век, описание которого вызывает улыбку, двигает вперед и дальше местную литературу. Эта женщина решает, какие произведения пе­чатать. Но не все так плохо, ведь если есть зло, то существует и добро.

Леонид Сошнин мирится с женой, и она снова к нему возвраща­ется вместе с дочерью. Немного грустно оттого, что помириться их заставляет смерть соседки Сошнина, бабушки Тутышихи. Именно горе сближает Леонида с Лерой. Чистый лист бумаги перед Сошни-ным, который пишет обычно ночью, является символом начала но­вого этапа жизни семьи главного героя. И хочется верить, что даль­нейшая их жизнь будет счастливой и радостной, а с горем они справятся, потому что будут вместе.

Роман «Печальный детектив» — захватывающее произведение. Хотя читать его трудно, потому что слишком страшные картины описывает Астафьев. Но такие произведения нужно читать, потому что они заставляют задуматься над смыслом жизни, чтобы не про­шла она бесцветно и пусто.

Мне понравилось произведение. Я много важного вынесла для себя, многое поняла. Я познакомилась с новым писателем и точно знаю, что это не последнее произведение Астафьева, которое я про­читаю.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *