РЕЦЕНЗИЯ НА РАССКАЗ В. ТОКАРЕВОЙ «РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ»

Голосуйте за сочинение

Виктория Токарева родилась в Ленинграде. Окончила Ленин­градское училище по классу фортепиано. Потом переехала в Моск­ву, где училась в Государственном институте кинематографии на сценарном факультете. Автор многих книг: «О том, чего не было», «Летающие камни», «Коррида» и другие.

«У Виктории Токаревой нет плохих рассказов. У нее есть толь­ко хорошие, очень хорошие и блестящие…» — так писал Юрий На­гибин о ее первой книге.

Печаталась Токарева редко — раз в пять лет. Во время «застоя» много работала в кино.

 

Наступил 1984 год. Пришел Горбачев, и грянула перестройка. Кто был никем, тот стал всем, и наоборот. Писатели теряют свой социальный статус. «Литературные генералы разводят на дачах огурцы, а их жены продают их на местном базарчике. Литератур­ный рынок заполняют второстепенные детективы и пересказы мы­льных опер. Казалось бы, никому не нужна Токарева. Но нет. Ее по-прежнему печатают, издают — теперь уже во всем мире. Теперь по три книги в год. Оказывается, юмор и доброта нужны всем и во все времена.

Читать Токареву я начала давно, но чувствовать (а именно это очень важно), наверное, недавно, ведь тема ее произведений — жизнь.

Большой интерес, на мой взгляд, представляет рассказ «Рим­ские каникулы», но отнюдь не потому, что это единственное достой­ное внимания и обсуждения творение Токаревой. Главная героиня этого рассказа — сама Виктория Токарева (что уже очень интерес­но), а римские каникулы — действительный эпизод ее жизни. Сю­жет вполне простой, но в то же время он сказочный. Однажды в до­ме Виктории раздается междугородный телефонный звонок, и ад­вокат знаменитого Федерико Феллини приглашает ее от имени ве­ликого режиссера в Рим… Казалось бы, интересно, да, в общем, нет ничего особенного (что в жизни не случается!}. Самое интерес­ное не это. Виктория Токарева не была бы Викторией Токаревой, если б не показала характер Человека, каждого Человека, который есть в,рассказе. Я думаю, метко, кратко, всего несколькими слова­ми (краткость — сестра таланта) показать всю человеческую суть — главное призвание Токаревой. Она может охарактеризовать человека по мелким деталям внешности и манере разговора. Вот хотя бы один эпизод, подтверждающий это. Через месяц после звонка Виктория отправилась на дачу, где происходило знаменате­льное событие — строился забор. Строительством занимались два шабашника: Гоша и Леша. «V обоих на руке татуировка: девушка с волнистыми волосами. У Гоши — в полный рост, без купальника. А у Леши — только портрет, крупный план. Леша вообще более ро­мантичен, все называет уменьшительно: «денежки», «водочка».

А какое у Токаревой чувство юмора! Вспомним звонок. Так вот, Виктория подняла трубку. Мужской голос поздоровался по-фран­цузски. Это было кстати, потому что французский она учила в школе: «могла поздороваться, попрощаться, сказать «я тебя люб­лю» и сосчитать до пяти». Виктории и адвокату приходилось пре­одолевать языковые препятствия, поэтому они почти подружились.

Многие из нас могли бы подумать в такой ситуации: «Кошмар! Ведь это адвокат самого Феллини, а я не могу ни слова сказать». Однако Токарева видит светлую сторону, добро. Она неисправимый оптимист. И это еще не раз появится в рассказе.

Итак, главное случилось. Виктория в Риме, несмотря на то что билет ей удалось получить в самый последний момент в иностран­ной комиссии. Феллини пригласил Викторию, потому что собирал­ся делать фильм о России. Один талантливый издатель посоветовал ему пригласить Токареву. Скажете, что это совпадение, случай-

 

ность? Может быть. «Но случайности — это язык бога», — говорит Токарева.

Рассказ был написан как раз во времена начала перестройки. В «Римских каникулах» отразились приметы времени. Помимо отно­шения к Человеку, в рассказе ярко отражена гражданская позиция писателя, ее отношение к Родине.

Италия. Рим. Виктория наслаждается красотой и жизнью сво­бодных людей, а в мыслях и душе — боль за свою страну, за сооте­чественников. Ведь у нас не так. Но ничего. Рано или поздно и у нас все будет хорошо. Так она и говорит Феллини при встрече. Вот он, оптимизм. Такую жизнь, которую многие воспринимают как испытание, Токарева воспринимает как благо.

Получилось так, что ничего плохого о Виктории Токаревой я так и не сказала. Хотя есть, по-моему, одна трудность: о произведе­ниях Токаревой очень трудно писать и говорить, ведь здесь глав­ное — интуиция. «В творчестве важна интуиция», — пишет, сама Токарева. Важны ассоциации. В «Римских каникулах» есть «мале­нькие отступления» — это ассоциации Виктории Токаревой с ка­кой-то конкретной ситуацией. Это помогает узнать о ней еще боль­ше.

Для Токаревой очень важны люди и отношения людей, а это по­рой очень трудно описать словами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *