РЕЦЕНЗИЯ НА РАССКАЗ «ДРАГОЦЕННАЯ ПЫЛЬ* ИЗ СБОРНИКА К. Г. ПАУСТОВСКОГО «ЗОЛОТАЯ РОЗА»

Голосуйте за сочинение

Ожидание счастливых дней бы­вает иногда гораздо лучше этих самых дней.

К. Г. Паустовский

Книга «Золотая роза» написана Константином Георгиевичем Паустовским в зрелом возрасте, когда каждый человек в большин­стве случаев уже испытал самые прекрасные моменты своей жиз­ни, когда остались позади глупые ошибки молодости, когда переду­маны неверно произнесенные слова, пересмотрены необдуманные поступки, наконец, когда он просто может сказать: «Я познал жизнь!» Но в то же время в его голове проносится спасительная мысль: «Может, это еще не конец? Может, все самое лучшее еще впереди? А что, если сейчас начать новую жизнь?.. Жизнь, полную счастья, без ошибок и промахов…»

Что же нужно для этого? Надо просто оглянуться назад, переос­мыслить все прожитое, взвесить все плюсы и минусы и обязательно сделать вывод, пусть даже для себя. Итог этого переосмысления у разных людей выражается по-разному: одни начинают жизнь зано­во, другие пишут мемуары, а кто-то размышляет о жизни вообще. Так, в своей прекрасной и удивительно глубокой по смыслу книге «Золотая роза» Паустовский не только раскрыл проблему идейного обоснования литературного творчества и выразил свое «понимание

 

писательства», но и приоткрыл нам некоторый смысл жизни. Ведь именно в книгах мы жадно читаем о том, на что обращаем внима­ние в жизни. Давайте же познакомимся с произведением поближе. Я уверен, что каждый найдет в нем ответы на многие возникающие вопросы.

В одном из рассказов своей книги — «Драгоценная пыль» — ав­тор рассказывает нам «историю о парижском мусорщике Жане Шамете». Но она вовсе не является начальным повествованием о нелегкой жизни нищего человека. Нет, такой рассказ вряд ли заин­тересовал бы читателя, он вызвал бы только лишь чувство состра­дания к тяжелой доле «маленького человека». Такое произведение и не создало бы особенной славы творчеству автора. Гениальность Паустовского заключается в том, что обделенного жизнью мусор­щика, забытого всеми даже в свой предсмертный час, он изобража­ет как творца человеческого счастья, пусть даже сказочно-суевер­ного, человека, способного любить и достойно жить, а не существо­вать.

Автор знакомит нас с Шаметом во время его службы в армии «Маленького Наполеона». Он подчеркивает, что это были лучшие времена его жизни, И удача была на его стороне: «не побывав еще ни в одной настоящей перестрелке», Шамет по состоянию здоровья был отправлен на родину. Ему поручили отвезти во Францию дочь полкового командира Сюзанну. Именно в процессе знакомства Ша-мета с Сюзи мы узнаем всю жизнь героя рассказа до мельчайших подробностей. И хотя она была не такая уж и сладкая, воспомина­ния бывшего солдата полны какого-то тайного воодушевления. Впрочем, никакой тайны в этом нет. Любой человек с некой иск­ринкой в глазах и улыбкой на губах вспоминает свое золотое детст­во и многообещающую юность, когда он еще не ощутил на себе всю сложность жизни, не столкнулся с неизбежными разочарованием, горем и обманом. Чаще всего воспоминания связаны с отчим до­мом, родными краями, с их местными историями, былинами, ле­гендами, сказками.

Одну из таких историй и рассказывает Шамет девочке. Это «смутное воспоминание о золотой розе», по поверьям, приносив­шей счастье своему обладателю, внесло в жизнь двух людей мечту о несбыточном благополучии, надежду на воплощение этой краси­вой легенды и в лучшее будущее, связало два существа воедино зо­лотой ниткой веры в прекрасное. Золотая роза проходит через все произведение и является основной, если не сказать, важнейшей его деталью. На нем строится весь рассказ. Только благодаря ей исто­рия бедного парижского мусорщика предстает перед читателем. Зо­лотая роза не является символом богатства и могущества. Она оду­шевляется и превращается в нечто вечное и светлое, олицетворяю­щее счастье. Ведь человек живет на земле не для того, чтобы стать богатым, а для того, чтобы стать счастливым. Смысл же жизни на­шего героя не в жажде любви, хвалы, не в удовлетворении често­любия и эгоистических потребностей, а в том, чтобы подарить Сю­занне счастье, создав его своими руками. Он соткал это хрупкое со­вершенство из мельчайших песчинок, воссоздал легендарную золо­тую розу из пыли. Из этой обыкновенной пыли, что окружает всех

 

нас, но только некоторые способны разглядеть в ней те крупицы золота, из которых сотканы самые заветные мечты и светлые гре­зы. И только для них эта пыль будет носить название драгоценной. Обычно в категорию мастеров и ювелиров счастья входят только те, кто знает цену жизни, кто изначально не потерялся в этом мире, не заблудился во множестве дорог, а нашел свою единственную, нако­нец, кто вместо того, чтобы жаловаться на острые шипы розы, ра­дуется тому, что среди этих шипов растет заветный цветок. Да, трудно среди тысячи заблуждений и разочарований найти истину. Но в этом и весь смысл жизни.

Почему же умирает Шамет? Неужели он, нашедший ту самую истину, не заслуживает лучшей доли? Вот проблема рассказа, Я уверен, что именно эти вопросы волнуют читателей, именно эта не­ожиданная смерть непонятна им. Давайте попробуем разобраться.

Жизненный цикл, по легенде древних, не случайно предполага­ет старость. Именно тогда, когда человек уже все знает, он стано­вится неинтересен сам себе. Эта непривлекательность проявляется даже во внешности. Шамет не мог видеть себя в зеркале — «эту не­уклюжую образину, ковыляющую на ревматических ногах». Когда цель, к которой так долго и тяжело шел Шамет, была достигнута, стало известно, что Сюзанна уехала навсегда в Америку. Мир во­круг разрушился окончательно и безвозвратно, и жизнь потеряла смысл. Но это не главная причина смерти героя рассказа. Шамет с улыбкой на губах покидает этот мир, он не нужен больше в земной жизни, Жан познал ее смысл, постиг тайну бытия. В этом его сча­стье. То, что он выковал не для себя, оказалось его навеки.

Разобранное нами произведение не имеет головокружительных и увлекательных приключений, запутанных интриг, романтическо­го ореола борьбы. Но оно действительно побуждает высокие чувст­ва и мысли, манит к себе своей чистотой. Кажется, выступая в ро­ли рецензента, я должен был обязательно критически оценить про­изведение, найти отрицательные стороны работы Паустовского. Но удивительное дело: то ли я плохой человек, то ли я предвзято отно­шусь к рассказу, но мне он так понравился, что я не нашел в нем ни одного писательского промаха, ни одной неправильной писате­льской мысли. Да и могу ли я осуждать литературный труд писате­ля, может быть, всей его жизни, критиковать рассказ о просто че­ловеческом счастье.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *