РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ В. П. АСТАФЬЕВА «ЦАРЬ-РЫБА» (2 вариант)

загрузка...
Голосуйте за сочинение

Виктор Астафьев является одним из талантливых писателей на­ших дней. Родился он в 1924 году, детство и юность прошли в Си­бири. Вся жизнь и творчество связаны с родным и близким его сер­дцу краем; писатель всегда возвращается в родные места, куда бы ни бросала его жизнь.

Предвоенное детство было трудным, сиротским; самые светлые воспоминания — привольная жизнь в деревне, бабушка Катерина, научившая любить людей и природу, жить по законам добра и справедливости.

С Великой Отечественной войны вернулся с несколькими ране­ниями и многими идеями, которые легли в основу его будущих произведений.

Астафьева я знаю по рассказам «Перевал», «Кража», роману «Печальный детектив». Но наибольшее впечатление оставила кни­га «Царь-рыба», которой и посвящена моя работа,

«Царь-рыба» — повествование рассказов, ранее услышанных автором от самих героев. Черемисин поведал об истории приезжих браконьеров, Николай — о славной собаке Боей, но больше всего автор ссылается на Акима. Однако непосредственно от лица этих героев повествование не ведется. Писатель художественно пере­плавляет их рассказы; преобладает его оценка героев, отбор фак­тов. Именно фигура автора-повествователя объединяет отдельные главы этого произведения, придавая им художественную целост­ность. Все многоголосие проблем фокусируется на этом образе, чер­ты его ясно просматриваются в главах «Царь-рыба», «Уха на Бога-ниде», «Сон о белых горах», где он внешне не присутствует. Слия­ние эпических и лирических начал придает жанру книги своеобра­зие и позволяет определить ее вид как лиро-эпическую повесть в рассказах.

Астафьев не идеализирует природу и ее законы, а художествен­но исследует их противоречивое содержание. Природа не только врачует душу человека (глава «Капля»), но может быть слепа и же­стока, как мы видим это, например, в главе «Поминки». Разум и духовный опыт позволяют человеку установить гармонические взаимоотношения между ним и природой, активно используя и по­полняя ее богатства. Гармония взаимоотношений человека и приро­ды, предполагающая и борьбу, исключает уничтожение. В челове-

 

ческой душе заложено чувство бережного отношения ко всему жи­вому на земле, к красоте лесов, рек, морей. Бессмысленное уничто­жение природы разрушающе сказывается на самом человеке. При­родные и социальные законы не дают ему права переступить ту «черту, за которой кончается человек, и из дальних, наполненных пещерной жутью времен выставляет и глядит, не моргая, низколо­бое, клыкастое мурло первобытного дикаря ».

При всем разнообразии судеб, истории жизней героев условно можно разделить на две группы, исходя из оценок и отношения к ним автора-повествователя. Парамон Олсуфьев, бакенщик Павел Егорович, Колыпа, Касьянка, Киряга-деревяга, Аким нарисованы с особой теплотой; повествование о них, как правило, окрашено эмо­циональным тоном радости, с проявлением человеческой работы и уважения к живой душе этих героев.

Астафьев не приемлет корыстолюбия, уничтожающего душу, слепой зависти и жестокости Зиновия Утробина, Командора, рыба­ка Грохотало, что определяет и авторскую оценку этих героев, со­ставляющих вторую группу персонажей. Чувствительность и доб­рота делают человека слабым, считает Гога Герцев. Он искажает духовные и социальные связи людей, уничтожает свою душу и нравственно калечит окружающих.

В «Царь-рыбе» жизненный материал разных послевоенных де­сятилетий спрессован, подчиняясь философскому смыслу идейного содержания. Постоянное сравнение прошедшего с настоящим, стремление автора полнее воплотить характер, поступки; духовные черты персонажей обуславливают временные сдвиги в «Царь-ры­бе». Повесть состоит из двух частей. Особое место в идейном содер­жании занимает глава «Боей», содержащая обобщенные художест­венные выводы. В этой главе характеризуется личность автора-по­вествователя, даются сведения о его жизни, намечаются сюжетные линии.

Рассказы первой части повести имеют общую идейную направ­ленность, в них отвергается хищничество, браконьерское отноше­ние к природе. Развитие сюжетных линий тесно связано с образом повествователя. Важная идея заключена в сюжете рассказа «Царь-рыба»; название его вынесено в заглавие книги. Многоопытному, расчетливому Зиновию Утробину не по плечу оказалась борьба с царь-рыбой. «Яростная, тяжело раненная, но неукрощенная* ухо­дит царь-рыба. Волшебной называет ее автор в конце рассказа, от­рицая жестокое, потребительское использование природных бо­гатств. Природа тоже не приемлет отношений, которые навязыва­ют ей Утробины, Герцевы и другие.

Содержание второй части «Царь-рыбы» больше сосредоточено на нравственных, духовных проблемах человеческого бытия. На первый план выходит конфликт между Акимом и Герцевым, Писа­тель создает подробный внутренний портрет Акима. В главах «Уха на Боганиде», «Поминки», «Сон о белых горах» нет образа повест­вователя, сюжетная линия Акимов — Герцев тяготеет к саморазви­тию. Выводы, которые подтверждает развязка в главе «Сон о белых горах», углубляются и поясняются в заключительной главе «Нет

 

мне ответа!». Эта глава завершает лирическое произведение Аста­фьева, придает ему целостность.

В «Царь-рыбе» широк диапазон художественных приемов, испо­льзованных автором. Взять, к примеру, своеобразие интонацион­ных переходов, приемы сатиры, юмора, иронии, подтверждающие авторское отношение к героям и явлениям. Разнообразные средства использует автор при создании образа Акима: интонация искренне­го удивления его душе, умеющей чувствовать и откликаться на красивое в природе и человеке (глава «Туруханская лилия»); от иронического недовольства уступчивостью там, где не следовало, до романтических приемов в главе «Сон о белых горах», утверждаю­щих значимость такого человека в миру людском.

Изменяется Сибирь и ее люди, и автор стремится постичь эти процессы. Заключительные строки «Царь-рыбы» наиболее емко ха­рактеризуют образ писателя, мудрого современника, для которого творчество — это вечное стремление к истине, утверждение добра и красоты в кипучем биении жизни на земле.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *