«РЕШИТЕЛЬНЫЙ, ЦЕЛЬНЫЙ, РУССКИЙ ХАРАКТЕР» КАТЕРИНЫ (по драме А. Н. Островского «Гроза»)

загрузка...
Голосуйте за сочинение

Катерина — главный персонаж драмы Ос-
тровского «Гроза». Основная идея произведе-
ния — конфликт героини с «темным царст-
вом», царством самодуров, деспотов, невежд.
Узнать, почему возник этот конфликт и по-
чему конец драмы так трагичен, можно,
заглянув в душу Катерины. И это стало воз-
можным, благодаря мастерству драматурга
Островского.
Из слов Катерины мы узнаем о ее детст-
ве и отрочестве. Детство Катерины было ра-
достным, безоблачным. Жила она в деревне.
Мать в ней «души не чаяла», не принуждала
работать по хозяйству. Вставала она рано,
умывалась родниковой водой, поливала цве-
ты, ходила с матерью в церковь, потом сади-
лась за какую-нибудь работу и слушала
странниц и богомолок, которых было много в
их доме. Катерине снились волшебные сны,
в которых она летала под облаками. И как
сильно контрастирует с такой тихой, счаст-
ливой жизнью поступок шестилетней девоч-
ки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежа-
ла вечером из дома на Волгу, села в лодку
и оттолкнулась от берега!..
Итак, Катерина росла счастливой, роман-
тичной, но довольно ограниченной девушкой.
Должного образования она не получила. Ее
основные черты — набожность и избыток
любви. Она любила все и всех вокруг: приро-
ду, солнце, церковь, свой дом со странница-
ми, нищих, которым она помогала. И самое
главное в образе Катерины — ее мечтатель-
ность, ее обособленность от остального мира.
Из всего существующего она выбирала толь-
ко то, что не противоречило ее натуре, ос-
тальное она не хотела замечать и не замеча-
ла. Поэтому и видела девочка ангелов в небе,
и была для нее церковь не гнетущей и давя-
щей силой, а местом, где все светло, где мож-
но помечтать. Можно сказать, что Катерина
была наивной и доброй натурой, воспитанной
во вполне религиозном духе. Но если она
встречала на своем пути то, что противоре-
чило ее идеалам, то становилась непокорной
и упрямой и защищала себя от того посто-
роннего, чужого, что могло потревожить ее
душу. Так было и в случае с лодкой.
После замужества жизнь Катерины из-
менилась. Из свободного, радостного, возвы-
шенного мира, в котором она чувствовала
свое слияние с природой, девушка попала
в жизнь, полную обмана, жестокости и при-
земленности. Дело даже не в том, что Кате-
рина вышла за Тихона не по своей воле: она
вообще никого не любила и ей было все рав-
но, за кого выходить замуж. Дело в том, что
у девушки отняли ее прежнюю жизнь, ко-
торую она создала для себя. Катерина уже
не чувствует такого восторга от посещения
церкви, она не может заниматься привычны-
ми ей делами. Грустные, тревожные мысли
не дают ей спокойно любоваться природой.
Ей остается терпеть, пока терпится, и меч-
тать, но. жить ей становится все труднее, по-
тому что жестокая действительность возвра-
щает ее на землю, туда, где царят унижение
и страдание.
Катерина пытается найти свое счастье
в любви к Тихону: «Я буду мужа любить.
Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не
променяю». Но искренние проявления этой
любви пресекаются Кабанихой: «Что на
шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любов-
ником прощаешься». В Катерине сильно чув-
ство внешней покорности и долга, поэтому
она и заставляет себя любить нелюбимого
мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей
матери не может любить свою жену по-на-
стоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда
он покидает Катерину, уезжая на время, что-
бы нагуляться вволю, молодая женщина ста-
новится совсем одинокой.
Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь
он не выставлял напоказ хвастливо свои ка-
чества «настоящего мужчины», как Паратов
из «Бесприданницы», и даже не разговари-
вал с ней. Наверное, причина в том, что ей
недоставало чего-то чистого в душной атмо^-
сфере дома Кабанихи. И любовь к Борису
была этим чистым, она не давала Катерине
окончательно зачахнуть, поддерживала ее.
Она решилась на свидание с Борисом потому,
что почувствовала себя человеком, имеющим
гордость и заявившим о своих элементарных
правах. Это был бунт против покорности судь-
бе, против бесправия. Катерина знала, что
совершает грех, но знала она и то, что жить
по-прежнему для нее более невозможно. Она
принесла чистоту своей совести в жертву ду-
ховной свободе и Борису.
Идя на этот шаг, Катерина уже чувство-
вала приближающийся конец и, наверное,
думала: «Сейчас или никогда». Она хотела
насытиться любовью, зная, что другого слу-
чая не будет. На первом свидании Катерина
сказала Борису: «Ты меня загубил». Борис —:
причина помутнения ее души, а для Кати это
равнозначно гибели. Грех висит на ее сердце
тяжким камнем. Катерина очень боится на-
двигающейся грозы, считая ее наказанием за
совершенное. Она страшилась грозы с тех
пор, как стала думать о Борисе. Для ее чис-
той души даже мысль о любви к посторонне-
му человеку — грех. Катерина не может
жить дальше со своим грехом, и единствен-
ным способом хоть частично от него изба-
виться она считает покаяние. Она признается
во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок
в наше время кажется странным, наивным.
«Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего
не могу» — такова Катерина.
Тихон простил жену, но простила ли она
сама себя? Будучи очень религиозной, Ка-
терина боится Бога, а ее Бог живет в ней,
Бог — ее совесть. Девушку мучают два во-
проса: как она вернется домой и будет смот-
реть в глаза мужу, которому изменила, и как
она будет жить с пятном на своей совести.
Единственным выходом из этой ситуации
Катерина считает смерть: «Нет, мне что до-
мой, что в могилу — все равно… В могиле
лучше… Опять жить? Нет, нет, не надо… не-
хорошо» Преследуемая своим грехом, Кате-
рина уходит из жизни, чтобы спасти свою
Душу.
Добролюбов определял характер Кате-
рины как «решительный, цельный, рус-
ский». Решительный, потому что она реши-
лась на последний шаг, на смерть ради спа-
сения себя от позора и угрызений совести.
Цельный, потому что в характере героини
все гармонично, едино, ничто не противоре-
чит друг другу, потому что она составляет
единое с природой, с Богом. Русский, пото-
му что кто еще, кроме русского человека,
способен так любить, способен так жертво-
вать, так с виду покорно переносить все ли-
шения, оставаясь самим собой, внутренне
свободным, а не рабом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *