РЕЛИГИЯ КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

загрузка...
Голосуйте за сочинение

Среди важнейших вопросов, поставлен-
ных русской мыслью XIX века, вопрос о ре-
лигии занимает особое место. Для Ф. М. До-
стоевского, человека глубоко религиозно-
го, смысл жизни заключался в постижении
христианских идеалов, любви к ближнему.
В «Преступлении и наказании» автор изоб-
разил человеческую душу, прошедшую через
страдания и ошибки к постижению истины.
3 XIX веке стала видна недостаточность
прежних христианских аксиом, и, все они
предстали перед человеком в виде вопросов,
требующих безотлагательного решения. Но
сама насущность этих вопросов, само созна-
ние, что от них зависит дальнейшая судьба.и
всего человечества, и каждого человека, ясно
показали, что усомнившемуся человечеству
нужно было лишь убедиться в истинности
своей прежней веры. Ф.М.Достоевский очень
хорошо это осознавал, и такое понимание ока-
зало немалое влияние на его творчество.
Ведь предшественники Достоевского никогда
так ясно и открыто, как он (в романах «Уни-
женные и оскорбленные» и «Преступление
и наказание»), не ставили вопрос о нравст-
венности человека.
Главным героем романа «Преступление
и наказание» является Родион Раскольников,
отзывчивый, добрый по натуре человек, тяже-
ло переживающий чужую боль и всегда помо-
гающий людям, даже если этим он ставит под
угрозу свое дальнейшее существование. Рас-
кольников неординарен, умен, талантлив, тер-
пелив, но вместе с тем горд, замкнут и очень
одинок. Что же заставило, что побудило этого
доброго, умного, бескорыстного человека пой-
ти на убийство, совершить тяжкий грех?
Кажется, у такого человека и мотива к
убийству никогда не будет. Но постоянно
уязвленная гордость Раскольникова мучает
его, и тогда он решается на преступление,
бросает вызов окружающим, доказывая себе,
что он’не «тварь дрожащая», а «право име-
ет». Этот человек много вытерпел и перест-
радал. Раскольников беден, и его гордость
задета тем, что ему приходится прятаться от
хозяйки, которой он задолжал за свою убо-
гую каморку. В этой нищенской комнате и
родилась чудовищная теория преступления.
Автор тщательно описывает ее зарождение.
Раскольников спрашивает себя: «Тварь ли я
дрожащая или право имею?» Он долго раз-
мышляет, к какому разряду людей принад-
лежит’ сам, однако после совершенного пре-
ступления вдруг осознает, что суть его не со-
ответствует теории, так как совесть не дает
е м у покоя.
Достоевский, разумеется, не согласен с
философией своего героя и заставляет его в
ней разубедиться. Рассматривая с христиан-
ской точки зрения преступление Раскольнико-
ва, автор выделяет в нем, в первую очередь,
факт нарушения нравственных законов, а не
юридических. Родион Раскольников — чело-
век, по христианским понятиям являющий-
ся глубоко грешным. Имеется в виду даже
не грех убийства, а гордыня, нелюбовь к лю-
дям, мысль о том, что все — «твари дрожа-
щие», а он, возможно, «право имеющий», из-
бранный.
Как же Раскольников смог постичь оши-
бочность собственной теории и возродиться
к новой жизни? Безусловно, он совершил
преступление, жестокое преступление, но
разве он не страдает из-за этого? Раскольни-
ков сам становится жертвой своего преступ-
ления: «Я себя убил, а не старушонку». Хо-
тя, согласно морали, убитая старушонка, вы-
зывающая чувство отвращения, тоже имела
право на жизнь, однако жизнь ее ничего не
стоила. Это была крошечная, сухая стару-
шонка, лет шестидесяти, как пишет Достоев-
ский, «с вострыми и злыми глазками, с ма-
леньким вострым носом и простоволосая».
Она очень напоминает пушкинскую старуху
из «Пиковой дамы».
Раскольников пришел к убеждению, что
«на общих весах жизнь этой чахоточной, глу-
пой и злой старушонки» значит «не более
как жизнь вши», поэтому решил избавить
окружающих от безжалостной старухи. Но
он не задумывается над тем, что одно пре-
ступление влечет за собой другое, независи-
мо от того, какого человека убили, «тварь ли
дрожащую» или «право имеющую». Так слу-
чилось и с Раскольниковым. Убив никчемную
старуху, он лишил жизни и Лизавету — че-
ловека, который вызывает у читателя жа-
лость и по сути ни в чем не провинился пе-
ред человечеством.
Итак, мы видим, что Раскольников — это
не просто преступник, а жертва своего же
преступления. Душа его болела, он никак не
мог обрести равновесие, пока не нашел чело-
века, способного понять его и-помочь ему.
Именно с появлением Сони в душе Рас-
кольникова появляется чувство жалости.
Жалость охватывает его при мысли, что он
«пришел мучить» Соню; он не хочет страда-
ния, но хочет счасть’я. Особенно его поража-
ет смирение, с которым она от него принима-
ет страдание. Так, когда после службы Рас-
кольников подошел к Соне, та вдруг взяла
его за обе руки и приклонила к его плечу го-
лову. Этот короткий жест поразил Расколь-
никова недоумением. Ему кажется странным,
что у нее нет ни малейшего омерзения к не-
му, ни малейшего содрогания. «Это уж была
какая-то бесконечность собственного уничи-
жения… Ему стало ужасно тяжело».
В сущности, отношение Сони к Расколь-
никову — это отношение Бога к человеку,
то есть всепрощение. Соня жалеет Расколь-
никова и именно поэтому прощает его. Она
вернула Родиона к истине, направила его на
верный путь, помогла увидеть мир в ином
свете. Это и помогло Раскольникову обрести
веру. Вся жизнь Сони Мармеладовои явля-
ется самопожертвованием. Силой своей люб-
ви, способностью претерпеть любые муки
она возвышает Раскольникова до себя, помо-
гает ему превозмочь самого себя и возро-
диться. Эта героиня олицетворяет начало
жалости для Раскольникова: «…Он вдруг
увидел, что это приниженное существо до
того уже принижено, что ему вдруг стало
жалко. Когда же она сделала было движение
убежать от страха, в нем что-то как бы пе-
ревернулось».
Достоевский изначально признает абсолют-
ность человеческого «я», духовное достоинство
и свободу всякого, даже самого забитого и ни-
чтожного человека. Это достоинство проявля-
ется в смирении перед страданием, посылае-
мым Богом. «Благодарю тебя, Боже, за все,
и за гнев твой, и за милость твою!» — воскли-
цает один из героев «Униженных и оскорблен-
ных». Достоевскому открылась способность
слабого человека на духовный подвиг.
Итак, роман Достоевского «Преступление
и наказание» — это произведение, в кото-
ром религия является способом разрешения
нравственных проблем. «Не убий», — гласит
заповедь Христа. «Возлюби ближнего твоего,
как самого себя», и тогда любому человеку,
как и Раскольникову, откроется истина, по-
знать которую можно, только пройдя через
страдания и лишения. Чтобы можно было
любить людей, они должны стать, как Бог,
чистыми, преисполненными милосердия.
«Душа хочет любить только прекрасное», и
люди должны стать прекрасными, все урод-
ливое в них должно уничтожиться. Любить
людей можно, только веруя в их преобра-
жение; веруя в Бога. В этом и заключается
сущность последнего романа Достоевского
«Преступление и наказание».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *