РАЗВИТИЕ ТЕМЫ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ТВОРЧЕСТВЕ Н. В. ГОГОЛЯ

...

Голосуйте за сочинение

Тема «маленького человека» в литерату-
ре существовала и до ее обозначения в твор-
честве Н. В. Гоголя. Впервые она прозвучала
в «Медном всаднике» и «Станционном смот-
рителе» А. С. Пушкина. Вообще же «малень-
кий человек» таков: это не знатный, а бед-
ный, оскорбляемый высшими по чину людь-
ми, доведенный до отчаяния человек. При
этом это особый социально-психологический
тип, то есть любой человек, ощущающий
свое бессилие и ничтожность. Порой он спо-
собен на протест. К бунту «маленького чело-
века» всегда ведет жизненная катастрофа,
но исход протеста — безумие, смерть. Пуш-
кин открыл в бедном чиновнике’новый дра-
матический характер, а Гоголь продолжил
развитие этой темы в петербургских повес-
тях («Нос», «Невский проспект», «Записки
сумасшедшего», «Портрет», «Шинель»). Но
продолжил своеобразно, опираясь на собст-
венный жизненный опыт. Петербург поразил
Гоголя глубокими общественными противо-
речиями, трагическими социальными катаст-
рофами. По Гоголю, Петербург — город, где
человеческие отношения искажены, торже-
ствует пошлость, а таланты гибнут. Это город,
где, «кроме фонаря, все дышит обманом».
Именно в этом страшном, безумном городе
происходят удивительные происшествия с
чиновником Поприщиным. Именно здесь нет
житья бедному Акакию Акакиевичу. Герои
Гоголя сходят с ума или погибают в неравной
борьбе с жестокой действительностью.
Человек и нечеловеческие условия его
общественного бытия — главный конфликт,
лежащий в основе петербургских повестей.
Одна из наиболее трагических повестей, не-
сомненно, «Записки сумасшедшего». Герой
произведения Аксентий Иванович Попри-
щин, маленький, обижаемый всеми чинов-
ник. Он дворянин, очень беден и ни на что не
претендует. С достоинством он сидит в каби-
нете директора и очинивает перья «его высо-
копревосходительству», преисполненный ве-
личайшего уважения к директору. «Все уче-
ность, такая ученость, что нашему брату и
приступа нет… Какая важность в глазах… Не
нашему брату чета!» — отзывается о дирек-
торе Поприщин. По его мнению, репутацию
человеку создает чин. Именно тот человек
порядочен, кто имеет высокий чин, долж-
ность, деньги, — так считает Аксентий Ива-
нович. Герой нищ духом, его внутренний мир
мелок и убог. Но не посмеяться над ним хо-
тел Гоголь. Сознание Поприщина расстроено,
и в его голову неожиданно западает вопрос:
«Отчего я титулярный советники с какой
стати я титулярный советник?». Поприщин
окончательно теряет рассудок и поднимает
бунт: в нем просыпается оскорбленное чело-
веческое достоинство. Он думает, почему он
так бесправен, почему «что есть лучшего на
свете, все достается или камер-юнкерам, или
генералам». По мере усиления безумия в По-
прищине растет чувство человеческого до-
стоинства. В финале повести он, нравственно
прозревший, не выдерживает: «Нет, я боль-
ше не имею сил терпеть. Боже! что они дела-
ют со мною!.. Что я сделал им? За что они
мучат меня?».
Блок заметил, что в вопле Поприщина
слышен «крик самого Гоголя». «Записки су-
масшедшего» — протест против несправед-
ливых устоев обезумевшего мира, где все
смещено и спутано, где попраны разум и
справедливость. Поприщин — порождение
и жертва этого мира. Крик героя в финале
повести вобрал в себя все обиды и страда-
ния «маленького человека». Жертвой Петер-
бурга, жертвой нищеты и произвола является
Акакий Акакиевич Башмачкин — герой пове-
сти «Шинель». «…Он был то, что называют
вечный титулярный советник, над которым,
как известно, натрунились и наострились вдо-
воль разные писатели, имеющие похвальное
обыкновение налегать на тех, которые не
могут кусаться» — так говорит о Башмачки-
не Гоголь. Автор не скрывает ироничной ус-
мешки, когда описывает ограниченность и
убожество своего героя. Гоголь подчеркива-
ет типичность Акакия Акакиевича: «…В од-
ном департаменте служил один чиновник…
Башмачкин», робкий, задавленный судьбой
человек, забитое, бессловесное существо,
безропотно сносящее насмешки сослужив-
цев. Акакий Акакиевич «ни одного слова не
отвечал» и вел себя так, «как будто бы ни-
кого и не было перед ним», когда сослужив-
цы «сыпали на голову ему бумажки».
И вот таким человеком овладела всепожи-
рающая страсть обзавестись новой шинелью.
При этом сила страсти и ее предмет несоиз-
меримы. В этом ирония Гоголя: ведь решение
простой житейской задачи вознесено на высо-
кий пьедестал. Когда Акакия Акакиевича
ограбили, он в порыве отчаяния обратился
к «значительному лицу». «Значительное ли-
цо» — обобщенный образ представителя вла-
сти. Именно сцена у генерала с наибольшей
силой обнаруживает социальную трагедию
«маленького человека». Из кабинета «значи-
тельного лица» Акакия Акакиевича «вынесли
почти без движения». Гоголь подчеркивает
общественный смысл конфликта, когда бес-
словесный и робкий Башмачкин только в пред-
смертном бреду начинает «сквернохульни-
чать, произнося самые страшные слова».
И только мертвый Акакий Акакиевич спосо-
бен на бунт и месть. Привидение, в котором
был узнан бедный чиновник, начинает сди-
рать шинели «со всех плеч, не разбирая чина
и звания». Мнения критиков и современников
Гоголя об этом герое разошлись.
Достоевский увидел в «Шинели» «безжа-
лостное издевательство над человеком». Кри-
тик Аполлон Григорьев — «любовь общую,
мировую, христианскую». А Чернышевский
назвал Башмачкина «совершенным идиотом».
Как в «Записках сумасшедшего» нарушены
границы разума и безумия, так и в «Шинели»
размыты границы жизни и смерти. И в «За-
писках», и.в «Шинели» в конечном итоге мы
видим не просто «маленького человека», а че-
ловека вообще. Перед нами люди одинокие,
неуверенные, лишенные надежной опоры,
нуждающиеся в сочувствии. Поэтому мы не
можем ни беспощадно судить «маленького че-
ловека», ни оправдать его: он вызывает и со-
страдание, и насмешку. Именно так изобра-
жает его Гоголь.



Похожие сочинения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *